1 программное обеспечение графический процессор. Ликбез по мобильному железу: графические процессоры. Память видео карты

Диспетчер задач Windows 10 содержит подробные инструменты мониторинга графического процессора (GPU ). Вы можете просматривать использование каждого приложения и общесистемного графического процессора, а Microsoft обещает, что показатели диспетчера задач будут более точными, чем показатели сторонних утилит.

Как это работает

Эти функции графического процессора были добавлены в обновлении Fall Creators для Windows 10 , также известном как Windows 10 версия 1709 . Если вы используете Windows 7, 8 или более старую версию Windows 10, вы не увидите эти инструменты в своем диспетчере задач.

Windows использует более новые функции в Windows Display Driver Model, чтобы извлекать информацию непосредственно из графического процессора (VidSCH) и менеджера видеопамяти (VidMm) в графическом ядре WDDM, которые отвечают за фактическое распределение ресурсов. Он показывает очень точные данные независимо от того, какие приложения API используют для доступа к GPU-Microsoft DirectX, OpenGL, Vulkan, OpenCL, NVIDIA CUDA, AMD Mantle или чему-либо еще.

Именно поэтому в диспетчере задач отображаются только системы с совместимыми с WDDM 2.0 графическими процессорами . Если вы этого не видите, графический процессор вашей системы, вероятно, использует более старый тип драйвера.

Вы можете проверить, какая версия WDDM используется вашим драйвером GPU , нажав кнопку Windows+R, набрав в поле «dxdiag », а затем нажмите «Enter », чтобы открыть инструмент «Средство диагностики DirectX ». Перейдите на вкладку «Экран » и посмотрите справа от «Модель » в разделе «Драйверы ». Если вы видите здесь драйвер WDDM 2.x, ваша система совместима. Если вы видите здесь драйвер WDDM 1.x, ваш GPU несовместим.

Как просмотреть производительность графического процессора

Эта информация доступна в диспетчере задач , хотя по умолчанию она скрыта. Чтобы открыть ее, откройте Диспетчер задач , щелкнув правой кнопкой мыши на любом пустом месте на панели задач и выбрав «Диспетчер задач » или нажав Ctrl+Shift+Esc на клавиатуре.

Нажмите кнопку «Подробнее » в нижней части окна «Диспетчер задач », если вы видите стандартный простой вид.

Если GPU не отображается в диспетчере задач , в полноэкранном режиме на вкладке «Процессы » щелкните правой кнопкой мыши любой заголовок столбца, а затем включите опцию «Графический процессор ». Это добавит столбец графического процессора , который позволяет увидеть процент ресурсов графического процессора , используемых каждым приложением.

Вы также можете включить опцию «Ядро графического процессора », чтобы увидеть, какой графический процессор использует приложение.

Общее использование GPU всех приложений в вашей системе отображается в верхней части столбца Графического процессора . Щелкните столбец GPU , чтобы отсортировать список и посмотреть, какие приложения используют ваш GPU больше всего на данный момент.

Число в столбце Графический процессор - это самое высокое использование, которое приложение использует для всех движков. Так, например, если приложение использует 50% 3D-движка GPU и 2% декодирования видео движка GPU, вы просто увидите, что в столбце GPU отображается число 50%.

В столбце «Ядро графического процессора » отображается каждое приложение. Это показывает вам, какой физический GPU и какой движок использует приложение, например, использует ли он 3D-движок или механизм декодирования видео. Вы можете определить, какой графический процессор соответствует определенному показателю, проверив вкладку «Производительность », о которой мы поговорим в следующем разделе.

Как просмотреть использование видеопамяти приложения

Если вам интересно, сколько видеопамяти используется приложением, вам нужно перейти на вкладку «Подробности » в диспетчере задач. На вкладке «Подробности » щелкните правой кнопкой мыши любой заголовок столбца и выберите «Выбрать столбцы ». Прокрутите вниз и включите колонки «Графический процессор », «Ядро графического процессора », « » и « ». Первые два доступны также на вкладке «Процессы », но последние две опции памяти доступны только на панели «Подробности ».

Столбец «Выделенная память графического процессора » показывает, сколько памяти приложение использует на вашем GPU . Если на вашем ПК установлена дискретная видеокарта NVIDIA или AMD, то это часть его VRAM, то есть сколько физической памяти на вашей видеокарте использует приложение. Если у вас встроенный графический процессор , часть вашей обычной системной памяти зарезервирована исключительно для вашего графического оборудования. Это показывает, какая часть зарезервированной памяти используется приложением.

Windows также позволяет приложениям хранить некоторые данные в обычной системной памяти DRAM. Столбец «Общая память графического процессора » показывает, сколько памяти приложение использует в настоящее время для видеоустройств из обычной системной ОЗУ компьютера.

Вы можете щелкнуть любой из столбцов для сортировки по ним и посмотреть, какое приложение использует больше всего ресурсов. Например, чтобы просмотреть приложения, использующие наибольшую видеопамять на вашем графическом процессоре, щелкните столбец «Выделенная память графического процессора ».

Как отследить использование общего ресурса GPU

Чтобы отслеживать общую статистику использования ресурсов GPU , перейдите на вкладку «Производительность » и посмотрите на «Графический процессор » внизу на боковой панели. Если на вашем компьютере несколько графических процессоров, здесь вы увидите несколько вариантов GPU .

Если у вас несколько связанных графических процессоров - используя такую функцию, как NVIDIA SLI или AMD Crossfire, вы увидите их, идентифицированные «#» в их имени.

Windows отображает использование GPU в реальном времени. По умолчанию диспетчер задач пытается отобразить самые интересные четыре движка в соответствии с тем, что происходит в вашей системе. Например, вы увидите разные графики в зависимости от того, играете ли вы в 3D-игры или кодируете видео. Однако вы можете щелкнуть любое из имен над графиками и выбрать любой из других доступных движков.

Название вашего GPU также отображается на боковой панели и в верхней части этого окна, что позволяет легко проверить, какое графическое оборудование установлено на вашем ПК.

Вы также увидите графики использования выделенной и общей памяти GPU . Использование общей памяти GPU относится к тому, какая часть общей памяти системы используется для задач GPU . Эта память может использоваться как для обычных системных задач, так и для видеозаписей.

В нижней части окна вы увидите информацию, такую как номер версии установленного видеодрайвера, дату разработки и физическое местоположение GPU в вашей системе.

Если вы хотите просмотреть эту информацию в более маленьком окне, которое проще оставить на экране, дважды щелкните где-нибудь внутри экрана графического процессора или щелкните правой кнопкой мыши в любом месте внутри него и выберите параметр «Графическая сводка ». Вы можете развернуть окно, дважды щелкнув на панели или щелкнув правой кнопкой мыши в нем и сняв флажок «Графическая сводка ».

Вы также можете щелкнуть правой кнопкой мыши по графику и выбрать «Изменить график »> «Одно ядро », чтобы просмотреть только один график движка GPU .

Чтобы это окно постоянно отображалось на вашем экране, нажмите «Параметры »> «Поверх остальных окон ».

Дважды щелкните внутри панели GPU еще раз, и у вас будет минимальное окно, которое вы можете расположить в любом месте на экране.

Здравствуйте, уважаемые пользователи и любители компьютерного железа. Сегодня порассуждаем на тему, что такое интегрированная графика в процессоре, зачем она вообще нужна и является ли такое решение альтернативой дискретным, то бишь внешним видеокартам.

Если рассуждать с точки зрения инженерного замысла, то встроенное графическое ядро, повсеместно используемое в своих продуктах компаниями Intel и AMD, не является видеокартой как таковой. Это видеочип, который интегрировали в архитектуру ЦП для исполнения базовых обязанностей дискретного ускорителя. Но давайте разбираться со всем более подробно.

Из этой статьи вы узнаете:

История появления

Впервые компании начали внедрять графику в собственные чипы в середине 2000‑х. Интел начали разработку еще с Intel GMA, однако данная технология довольно слабо себя показывала, а потому для видеоигр была непригодной. В результате на свет появляется знаменитая технология HD Graphics (на данный момент самый свежий представитель линейки – HD graphics 630 в восьмом поколении чипов Coffee Lake). Дебютировало видеоядро на архитектуре Westmere, в составе мобильных чипов Arrandale и десктопных – Clarkdale (2010 год).

AMD пошла иным путем. Сначала компания выкупила ATI Electronics, некогда крутого производителя видеокарт. Затем начала корпеть над собственной технологией AMD Fusion, создавая собственные APU – центральный процессор со встроенным видеоядром (Accelerated Processing Unit). Дебютировали чипы первого поколения в составе архитектуры Liano, а затем и Trinity. Ну а графика Radeon r7 series на долгое время прописалась в составе ноутбуков и нетбуков среднего класса.

Преимущества встроенных решений в играх

Итак. Для чего же нужна интегрированная карта и в чем заключаются ее отличия от дискретной.

Постараемся сделать сравнение с пояснением каждой позиции, сделав все максимально аргументировано. Начнем, пожалуй, с такой характеристики как производительность. Рассматривать и сравнивать будем наиболее актуальные на данный момент решения от Intel (HD 630 c частотой графического ускорителя от 350 до 1200 МГц) и AMD (Vega 11 с частотой 300‑1300 Мгц), а также преимущества, которые дают эти решения.
Начнем со стоимости системы. Встроенная графика позволяет неплохо сэкономить на покупке дискретного решения, вплоть до 150$, что критически важно при создании максимально экономного ПК для офисного и использования.

Частота графического ускорителя AMD заметно выше, да и производительность адаптера от красных существенно выше, что говорит о следующих показателях в тех же играх:

Игра Настройки Intel AMD
PUBG FullHD, низкие 8–14 fps 26–36 fps
GTA V FullHD, средние 15–22 fps 55–66 fps
Wolfenstein II HD, низкие 9–14 fps 85–99 fps
Fortnite FullHD, средние 9–13 fps 36–45 fps
Rocket League FullHD, высокие 15–27 fps 35–53 fps
CS:GO FullHD, максимальные 32–63 fps 105–164 fps
Overwatch FullHD, средние 15–22 fps 50–60 fps

Как видите, Vega 11 – лучший выбор для недорогих «игровых» систем, поскольку показатели адаптера в некоторых случаях доходят до уровня полноценной GeForce GT 1050. Да и в большинстве сетевых баталий она показывает себя прекрасно.

На данный момент с этой графикой поставляется только процессор AMD Ryzen 2400G, но он определенно стоит внимания.

Вариант для офисных задач и домашнего использования

Какие требования чаще всего вы выдвигаете к своему ПК? Если исключить игры, то получится следующий набор параметров:

  • просмотр фильмов в HD-качестве и роликов на Youtube (FullHD и в редких случаях 4К);
  • работа с браузером;
  • прослушивание музыки;
  • общение с друзьями или коллегами с помощью мессенджеров;
  • разработка приложений;
  • офисные задачи (Microsoft Office и похожие программы).

Все эти пункты прекрасно работают со встроенным графическим ядром на разрешениях вплоть до FullHD.
Единственный нюанс, который необходимо учитывать в обязательном порядке – поддержка видеовыходов той материнской платой, на которую вы собираетесь ставить процессор. Заранее уточните этот момент, чтобы не возникло проблем в дальнейшем.

Недостатки встроенной графики

Поскольку разобрались с плюсами, нужно проработать и недостатки решения.

  • Главный минус подобной затеи – производительность. Да, вы можете с чистой совестью играть в более-менее современные игрушки на низких и высоких настройках, однако любителям графики, такая затея точно не придется по вкусу. Ну а если вы работаете с графикой профессионально (обработка, рендеринг, монтаж видеороликов, постпродакшн), да еще и на 2–3 мониторах, то интегрированный тип видео вам точно не подойдет.

  • Момент номер 2: отсутствие собственной скоростной памяти (в современных картах это GDDR5, GDDR5X и HBM). Формально видеочип может использовать хоть до 64 ГБ памяти, однако вся она будет браться откуда? Правильно, из оперативной. А значит необходимо заранее построить систему таким образом, чтобы ОЗУ хватило и для работы, и для графических задач. Учитывайте, что скорость современных DDR4-модулей значительно ниже, нежели GDDR5, а потому времени на обработку данных будет тратиться больше.
  • Следующий недостаток – тепловыделение. Помимо собственных ядер на процессе появляется еще одно, которое, в теории, прогревается ничуть не меньше. Охлаждать все это великолепие боксовой (комплектной) вертушкой можно, но готовьтесь к периодическим занижениям частот в особо сложных расчетах. Покупка более мощного кулера решает проблему.
  • Ну и последний нюанс – невозможность апгрейда видео без замены процессора. Иными словами, чтобы улучшить встроенное видеоядро, вам придется в буквальном смысле покупать новый процессор. Сомнительная выгода, не так ли? В таком случае проще через некоторое время приобрести дискретный ускоритель. Производители вроде AMD и nVidia предлагают отличные решения на любой вкус.

Итоги

Встроенная графика – отличный вариант в 3 случаях:

  • вам необходима временная видеокарта, поскольку денег на внешнюю не хватило;
  • система изначально задумывалась как сверхбюджетная;
  • вы создаете домашнюю мультимедийную станцию (HTPC), в которой основной акцент делается именно на встроенное ядро.

Надеемся одной проблемой в вашей голове стало меньше, и теперь вы знаете, для чего производители создают свои APU.

В следующих статьях поговорим о таких терминах как виртуализация и не только. Следите за , чтобы быть в курсе всех актуальных тем, связанных с железом.

Все мы знаем, что у видеокарты и процессора несколько различные задачи, однако знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга во внутренней структуре? Как CPU (англ. - central processing unit ), так и GPU (англ. - graphics processing unit ) являются процессорами, и между ними есть много общего, однако сконструированы они были для выполнения различных задач. Подробнее об этом вы узнаете из данной статьи.

CPU

Основная задача CPU, если говорить простыми словами, это выполнение цепочки инструкций за максимально короткое время. CPU спроектирован таким образом, чтобы выполнять несколько таких цепочек одновременно или разбивать один поток инструкций на несколько и, после выполнения их по отдельности, сливать их снова в одну, в правильном порядке. Каждая инструкция в потоке зависит от следующих за ней, и именно поэтому в CPU так мало исполнительных блоков, а весь упор делается на скорость выполнения и уменьшение простоев, что достигается при помощи кэш-памяти и конвейера .

GPU

Основная функция GPU - рендеринг 3D графики и визуальных эффектов, следовательно, в нем все немного проще: ему необходимо получить на входе полигоны, а после проведения над ними необходимых математических и логических операций, на выходе выдать координаты пикселей. По сути, работа GPU сводится к оперированию над огромным количеством независимых между собой задач, следовательно, он содержит большой объем памяти, но не такой быстрой, как в CPU, и огромное количество исполнительных блоков: в современных GPU их 2048 и более, в то время как у CPU их количество может достигать 48, но чаще всего их количество лежит в диапазоне 2-8.

Основные отличия

CPU отличается от GPU в первую очередь способами доступа к памяти. В GPU он связанный и легко предсказуемый - если из памяти читается тексел текстуры, то через некоторое время настанет очередь и соседних текселов. С записью похожая ситуация - пиксель записывается во фреймбуфер, и через несколько тактов будет записываться расположенный рядом с ним. Также графическому процессору, в отличие от универсальных процессоров, просто не нужна кэш-память большого размера, а для текстур требуются лишь 128–256 килобайт. Кроме того, на видеокартах применяется более быстрая память, и в результате GPU доступна в разы большая пропускная способность, что также весьма важно для параллельных расчетов, оперирующих с огромными потоками данных.

Есть множество различий и в поддержке многопоточности: CPU исполняет 12 потока вычислений на одно процессорное ядро, а GPU может поддерживать несколько тысяч потоков на каждый мультипроцессор, которых в чипе несколько штук! И если переключение с одного потока на другой для CPU стоит сотни тактов, то GPU переключает несколько потоков за один такт.

В CPU большая часть площади чипа занята под буферы команд, аппаратное предсказание ветвления и огромные объемы кэш-памяти, а в GPU большая часть площади занята исполнительными блоками. Вышеописанное устройство схематично изображено ниже:

Разница в скорости вычислений

Если CPU - это своего рода «начальник», принимающий решения в соответствии с указаниями программы, то GPU - это «рабочий», который производит огромное количество однотипных вычислений. Выходит, что если подавать на GPU независимые простейшие математические задачи, то он справится значительно быстрее, чем центральный процессор. Данным отличием успешно пользуются майнеры биткоинов.

Майнинг Bitcoin

Суть майнинга заключается в том, что компьютеры, находящиеся в разных точках Земли, решают математические задачи, в результате которых создаются биткоины . Все биткоин-переводы по цепочке передаются майнерам, чья работа состоит в том, чтобы подобрать из миллионов комбинаций один-единственный хэш, подходящий ко всем новым транзакциям и секретному ключу, который и обеспечит майнеру получение награды в 25 биткоинов за раз. Так как скорость вычисления напрямую зависит от количества исполнительных блоков, получается, что GPU значительно лучше подходят для выполнения данного типа задачи, нежели CPU. Чем больше количество произведенных вычислений, тем выше шанс получить биткоины. Дело даже дошло до сооружения целых ферм из видеокарт.

Многие видели аббревиатуру GPU, но не каждый знает, что это такое. Это компонент , который входит в состав видеокарты . Иногда его называют видеокарта, но это не правильно. Графический процессор занимается обработкой команд, которые формируют трехмерное изображение. Это основной элемент, от мощности которого зависит быстродействие всей видеосистемы.

Есть несколько видов таких чипов – дискретный и встроенный . Конечно, сразу стоит оговорить, что лучше первый. Его ставят на отдельные модули. Он мощный и требует хорошего охлаждения . Второй устанавливается практически на все компьютеры. Он встраивается в CPU, делая потребление энергии в разы ниже. Конечно, с полноценными дискретными чипами ему не сравниться, но на данный момент он показывает довольно хорошие результаты .

Как работает процессор

GPU занимается обработкой 2D и 3D графики. Благодаря GPU ЦП компьютера становится свободнее и может выполнять более важные задачи. Главная особенность графического процессора в том, что он старается максимально увеличить скорость расчета графической информации. Архитектура чипа позволяет с большей эффективностью обрабатывать графическую информацию, нежели центральный CPU ПК.

Графический процессор устанавливает расположение трехмерных моделей в кадре. Занимается фильтрацией входящих в них треугольников, определяет, какие находятся на виду, и отсекает те, которые скрыты другими объектами.

В современных устройствах применяется графический процессор, который еще обозначают как GPU. Что это и каков его принцип работы? GPU (Graphics - процессор, основная задача которого - обработка графики и вычислений с плавающей точкой. GPU облегчает работу главного процессора, если идет речь о тяжелых играх и приложениях с 3D-графикой.

Что это?

Графический процессор создает графику, текстуры, цвета. Процессор, который обладает несколькими ядрами, может работать на высоких скоростях. У графического много ядер, функционирующих преимущественно на низких скоростях. Они занимаются вычислениями пикселей и вершин. Обработка последних в основном происходит в системе координат. Процессор графический обрабатывает различные задачи, создавая на экране трехмерное пространство, то есть объекты в нем перемещаются.

Принцип работы

Что делает графический процессор? Он занимается обработкой графики в формате 2D и 3D. Благодаря GPU компьютеру быстрее и легче удается выполнять важные задачи. Особенность графического процессора состоит в том, что он увеличивает скорость расчета на максимальном уровне. Его архитектура устроена так, что позволяет более эффективно обрабатывать визуальную информацию, чем центральный CPU компьютера.

Он отвечает за расположение трехмерных моделей в кадре. Кроме того, каждый из процессора фильтрует треугольники, входящие в него. Он определяет, какие на виду, удаляет те, которые скрываются за другими объектами. Прорисовывает источники света, определяет, каким образом эти источники влияют на цвет. Графический процессор (что это такое - описано в статье) создает изображение, выдает его пользователю на экран.

Эффективность работы

Чем обусловлена эффективная работа графического процессора? Температурой. Одна из проблем ПК и ноутбуков - перегрев. Именно это становится главной причиной того, почему устройство и его элементы быстро выходят из строя. Проблемы с GPU начинаются, когда температура процессора превышает 65 °С. В этом случае пользователи замечают, что процессор начинает работать слабее, пропускает такты, чтобы самостоятельно понизить увеличенную температуру.

Температурный режим 65-80 °С - критический. В этом случае начинается перезагрузка системы (аварийная), компьютер выключается самостоятельно. Пользователю важно отслеживать, чтобы температура графического процессора не превышала 50 °С. Нормальной считается t 30-35 °С в простое, 40-45 °С при многочасовой нагрузке. Чем ниже температура, тем выше производительность компьютера. Для материнской платы, видеокарты, корпуса и жестких дисков - свои температурные режимы.

Но многих пользователей также беспокоит вопрос, как же уменьшить температуру процессора, чтобы повысить эффективность его работы. Для начала нужно выяснить причину перегрева. Это может быть засорение системы охлаждения, высохшая термопаста, вредоносная программа, разгон процессора, сырая прошивка БИОСа. Самое простое, что может сделать пользователь, - это заменить термопасту, которая находится на самом процессоре. Кроме того, нужно произвести чистку системы охлаждения. Еще специалисты советуют установить мощный кулер, улучшить циркуляцию воздуха в системном блоке, увеличить скорость вращения на графическом адаптере кулера. Для всех компьютеров и графических процессоров одинаковая схема понижения температуры. Важно следить за устройством, вовремя его чистить.

Специфика

Графический процессор расположен на видеокарте, его главная задача - это обработка 2D и 3D графики. Если на компьютере установлен GPU, то процессор устройства не выполняет лишнюю работу, поэтому функционирует быстрее. Главная особенность графического в том, что его основная цель - это увеличение скорости расчета объектов и текстур, то есть графической информации. Архитектура процессора позволяет им работать намного эффективнее, обрабатывать визуальную информацию. Обычному процессору такое не под силу.

Виды

Что это - графический процессор? Это компонент, входящий в состав видеокарты. Существует несколько видов чипов: встроенный и дискретный. Специалисты утверждают, что лучше справляется со своей задачей второй. Его устанавливают на отдельные модули, так как отличается он своей мощью, но ему необходимо отличное охлаждение. Встроенный графический процессор есть практически во всех компьютерах. Его устанавливают в CPU, чтобы сделать потребление энергии в несколько раз ниже. С дискретными по мощи он не сравнится, но тоже обладает хорошими характеристиками, демонстрирует неплохие результаты.

Компьютерная графика

Это что? Так называется область деятельности, в которой для создания изображений и обработки визуальной информации используют компьютерные технологии. Современная компьютерная графика, в том числе научная, позволяет графически обрабатывать результаты, строить диаграммы, графики, чертежи, а также производить различного рода виртуальные эксперименты.

С помощью конструктивной графики создаются технические изделия. Существуют и другие виды компьютерной графики:

  • анимационная;
  • мультимедийная;
  • художественная;
  • рекламная;
  • иллюстративная.

С технической точки зрения компьютерная графика - это двухмерные и трехмерные изображения.

CPU и GPU: разница

В чем разница между этими двумя обозначениями? Многие пользователи в курсе, что графический процессор (что это - рассказано выше) и видеокарта выполняют разные задачи. Кроме того, они отличаются по своей внутренней структуре. И CPU, и GPU - которые обладают многими сходными чертами, но сделаны они для разных целей.

CPU выполняет определенную цепочку инструкций за короткий промежуток времени. Он сделан так, что формирует одновременно несколько цепочек, разбивает поток инструкций на множество, выполняет их, затем снова сливает в одно целое в конкретном порядке. Инструкция в потоке находится в зависимости от тех, что за ней следуют, поэтому в CPU содержится малое число исполнительных блоков, здесь главный приоритет отдается скорости выполнения, уменьшению простоев. Все это достигается при помощи конвейера и кэш-памяти.

У GPU другая важная функция - рендеринг визуальных эффектов и 3D-графики. Работает он проще: на входе получает полигоны, проводит необходимые логические и математические операции, на выходе выдает координаты пикселей. Работа GPU - это оперирование большим потоком разных задач. Его особенность в том, что он наделен большим но медленно работает по сравнению с CPU. Кроме того, в современных GPU более 2000 исполнительных блоков. Отличаются они между собой методами доступа к памяти. Например, графическому не нужна кэшированная память большого размера. У GPU пропускная способность больше. Если объяснять простыми словами, то CPU принимает решения в соответствии с задачами программы, а GPU производит множество одинаковых вычислений.




Top