"программный продукт" продолжит развитие аис росздравнадзора. Использование автоматизированной информационной системы Росздравнадзора для оптимизации контрольно-надзорной деятельности (на примере работы Управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю) О

Республика Алтай. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Чувашская Республика - Чувашия. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Костромская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Мурманская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Липецкая область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Москва. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Курская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Калининградская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Красноярский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Тыва. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Хакасия. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Самарская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ставропольский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ульяновская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Хабаровский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Чукотский автономный округ. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ярославская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Краснодарский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Пермский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Ингушетия. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Челябинская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Забайкальский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Кировская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Калмыкия. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ростовская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Рязанская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Смоленская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Кабардино-Балкарская Республика. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Камчатский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Оренбургская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Пензенская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Бурятия. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Свердловская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Иркутская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Приморский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Коми. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Тульская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Тюменская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Архангельская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Вологодская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Еврейская автономная область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Санкт-Петербург. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Башкортостан. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Сахалинская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Татарстан (Татарстан). Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Удмуртская Республика. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Чеченская Республика. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Московская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Саха (Якутия). Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Новосибирская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Псковская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Омская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Орловская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Дагестан. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Тверская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Владимирская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Новгородская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Астраханская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Магаданская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ненецкий автономный округ. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Марий Эл. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Воронежская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Калужская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ленинградская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Тамбовская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Томская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Северная Осетия - Алания. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Амурская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Карелия. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Мордовия. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Белгородская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Курганская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Волгоградская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ивановская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Карачаево-Черкесская Республика. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Кемеровская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Нижегородская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Саратовская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Ямало-Ненецкий автономный округ. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Алтайский край. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Брянская область. Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; Республика Адыгея (Адыгея). Полномочия: Контроль и надзор в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

К.Г. ПОСПЕЛОВ , руководитель Межрегионального информационно-аналитического управления Росздравнадзора

В статье рассмотрена история создания и трансформации информационной системы Росздравнадзора за 10-летний период, основные достижения и ключевые направления развития.

С момента образования Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения возникла необходимость создания системы, обеспечивающей информационную поддержку исполнения ее государственных полномочий. К 2004 г. федеральные органы исполнительной власти прошли большой путь по созданию собственных информационных систем. Росздравнадзор оказался в роли «догоняющего», поскольку аналогов информационной системы для решения задач Росздравнадзора не существовало. Таким образом, история создания и развития автоматизированной информационной системы Росздравнадзора (АИС Росздравнадзора) сопоставима со временем начала осуществления деятельности Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

На первом этапе было принято решение по реализации задач управления финансовой и административно-хозяйственной деятельностью, а также автоматизации процесса сбора информации по контролю качества лекарственных средств. Это решение было закреплено приказом Росздравнадзора от 17.03.2005 №529-Пр/05 «О создании и внедрении системы АИС Росздравнадзора». В 2006 г. первая версия АИС Росздравнадзора была введена в промышленную эксплуатацию.

В этом же году была заложена основа для обеспечения в рамках АИС Росздравнадзора процессов информационной поддержки исполнения государственных функций Службы. Приказом Росздравнадзора от 28.12.2007 №5525-Пр/07 «Об организации работ по внедрению автоматизированной информационной системы Росздравнадзора» приняты в промышленную эксплуатацию и утверждены в качестве средств для выполнения функций контроля и надзора по предмету полномочий Росздравнадзора и его территориальных органов программные продукты АИС Росздравнадзора. С 2008 г. АИС Росздравнадзора эксплуатируется в центральном аппарате и в территориальных органах.

На первом этапе развития информационная система формировалась как совокупность самостоятельных программных продуктов по отдельным направлениям деятельности профильных управлений Росздравнадзора и содержала разрозненные массивы информации. Для более эффективного использования этой информации в практической и аналитической работе возникла необходимость создания единого информационного пространства и единого информационного хранилища взаимоувязанных данных, полученных из различных источников. Это потребовало создания структуры, координирующей все вопросы, связанные с реализацией информационных технологий Росздравнадзора. В конце 2007 г. приказом руководителя Росздравнадзора от 05.10.2007 №3003-Пр/07 было сформировано Межрегиональное информационно-аналитическое управление Росздравнадзора, одной из основных функций которого стала организация разработки, внедрения и эксплуатации государственной информационной системы для обеспечения деятельности Росздравнадзора с учетом обеспечения функционирования единого информационного пространства.

Основные вехи развития АИС Росздравнадзора

Год 2008-й

С 2008 г. Росздравнадзором был взят курс на построение единой вертикально-интегрированной информационной системы, обеспечивающей информационную поддержку исполнения государственных, финансовых и административно-хозяйственных задач Службы.

Первой серьезной интеграционной задачей было создание подсистемы «Лицензирование» АИС Росздравнадзора, объединенной с документооборотом. С 1 января 2008 г. часть полномочий по отдельным видам лицензирования передавалась на уровень органов власти субъектов Российской Федерации. Задачей Росздравнадзора было обеспечить преемственность процесса лицензирования и сохранить целостность Единого реестра лицензий при передаче части полномочий в субъекты Российской Федерации. В результате была построена информационная система, позволяющая обеспечить внесение необходимых сведений как центральному аппарату Росздравнадзора и его территориальным органам, так и лицензирующим органам субъектов Российской Федерации с дальнейшей публикацией информации, внесенной в реестр лицензий, на официальном сайте Росздравнадзора в режиме реального времени.

Год 2009-й

Росздравнадзором сделаны первые шаги по созданию электронных сервисов на своем официальном сайте.

В рамках действующих нормативных и правовых актов реализованы электронные сервисы -- «кабинеты заявителя» по информированию заявителей о ходе рассмотрения документов, поданных на регистрацию ЛС и лицензирование фармацевтической деятельности. Усовершенствован механизм размещения и поиска информации по Единому реестру лицензий Росздравнадзора, публикуемому на официальном сайте. Введены в эксплуатацию аналогичные поисковые сервисы по представлению информации о зарегистрированных ЛС, медицинских изделиях, медицинских технологиях.

Продолжены работы по совершенствованию информационной системы контроля качества ЛС. C этой целью реализованы следующие подсистемы АИС Росздравнадзора: «Фармаконадзор», «Мониторинг клинических исследований лекарственных средств», «Предварительный государственный контроль», «Выборочный государственный контроль» и электронные сервисы для внесения информации через сайт. Такой подход позволил связать в единое информационное пространство Росздравнадзор, его территориальные органы, лаборатории по контролю качества ЛС и участников фармацевтического рынка: производителей ЛС, оптовые организации, аптечные сети и лечебно-профилактические учреждения. К концу 2009 г. доступ к подсистеме «Выборочный контроль качества лекарственных средств» АИС Росздравнадзора был предоставлен более чем 800 фармацевтическим организациям, а к подсистеме «Фармаконадзор» -- более 1 200 фармацевтическим организациям, производителям ЛС и лечебно-профилактическим учреждениям.

Все это потребовало коренной модернизации официального сайта Росздравнадзора, на котором в т. ч. был размещен модуль «Обращения граждан», позволяющий гражданам Российской Федерации оформлять обращения через официальный сайт. Запуск в эксплуатацию модернизированной версии официального сайта Росздравнадзора состоялся в октябре 2009 г., включая ввод в эксплуатацию 82 сайтов территориальных органов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 №478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения приступила к реализации мероприятий по переводу государственных услуг и функций в электронный вид. К концу года в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) была размещена информация по оказываемым Росздравнадзором государственным услугам и способам их получения.

К началу 2010 г. информационно-аналитическая система включала в себя 78 программных продуктов, объединенных логически в 38 подсистем и 8 разделов, охватывающих все аспекты деятельности Росздравнадзора.

Год 2010-й

В 2010 г. в России стартовал один из самых крупных проектов по информатизации органов государственной власти. Проект был запущен с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Предстояло поэтапно решить вопросы по организации межведомственного электронного взаимодействия -- сначала между всеми федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, а затем и с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Первым шагом к реализации электронного взаимодействия стало формирование Росздравнадзором технологических карт межведомственного взаимодействия. С целью получения информации, находящейся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, при оказании государственных услуг были разработаны и согласованы технологические карты межведомственного взаимодействия с 11 федеральными ведомствами -- поставщиками информации.

В соответствии с согласованными технологическим картами межведомственного взаимодействия Росздравнадзором были разработаны 14 электронных запросов к ведомствам -- поставщикам информации. Помимо разработки запросов была проведена модернизация подсистем АИС Росздравнадзора, т. к. на начальном этапе проектирования было принято решение, что каждый запрос должен формироваться при обработке конкретного заявления по оказываемой государственной услуге в АИС Росздравнадзора.

Кроме этого, федеральными органами исполнительной власти была определена потребность получения информации (сведений) от Росздравнадзора из таких информационных ресурсов Росздравнадзора, как Единый государственный реестр лицензий Росздравнадзора и база данных зарегистрированных медицинских изделий, что потребовало реализации собственных электронных сервисов и регистрации их в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Год 2011-й

В начале 2011 г. введен в эксплуатацию обновленный сайт Росздравнадзора и сайты территориальных органов Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации. Обновленные сайты стали действенным механизмом для обеспечения прозрачности работы Службы и доступности юридических и физических лиц к ее информационным ресурсам.

Коренные изменения были проведены в информационной системе Росздравнадзора в части вопросов, касающихся медицинских изделий. Полностью завершены работы по формированию базы данных зарегистрированных медицинских изделий и на официальном сайте Росздравнадзора размещена ее обновленная версия.

Модернизация подсистем АИС Росздравнадзора, обеспечивающих мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и мониторинг лекарственного обеспечения, позволила сформировать полный спектр необходимых показателей мониторинга, повысить оперативность и качество мониторируемой информации и обеспечить сбор информации из аптечных учреждений с помощью разработанного электронного сервиса.

Отдельной задачей, поставленной уже в 2011 г., стало обеспечение информационной поддержки контроля за реализацией программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. С этой целью в сжатые сроки было разработано программное обеспечение для сбора информации от территориальных органов Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации, ее консолидации и подготовки сводных отчетов в Минздрав России.

В течение года продолжались работы по реализации и тестированию электронных сервисов для размещения в СМЭВ. С 01.10.2011 Росздравнадзор подключен к системе Межведомственного электронного взаимодействия, сотрудники центрального аппарата Росздравнадзора и территориальных органов Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечены возможностью направления электронных запросов в другие федеральные ведомства. В свою очередь, был обеспечен доступ к информационным ресурсам Росздравнадзора от заинтересованных ведомств, таких как МВД России, Минздрав России, ФСКН, Роспотребнадзор, ФТС России и ряда других.

Таким образом, в 2011 г. информационная система Росздравнадзора вошла в единое информационное пространство федеральных органов исполнительной власти.

Год 2012-й

В мае в рамках III Международного форума «Электронное правительство в России 2012» были подведены итоги IV конкурса «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора», призванного отметить достижения ведомств и ИТ-компаний в области внедрения электронных государственных услуг. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения стала лауреатом в номинации «Лучшее информирование бизнеса о порядке получения государственной услуги с элементами межведомственного взаимодействия». Такая значимая оценка деятельности Службы в области информатизации явилась важной вехой на пути большой, принципиально новой работы, которую проделали сотрудники центрального аппарата, Межрегионального информационно-аналитического управления Росздравнадзора и территориальных управлений Росздравнадзора при реализации государственных услуг в электронном виде и межведомственного электронного взаимодействия.

Важной задачей по повышению скорости обмена документами в федеральных органах исполнительной власти была подготовка ведомственных информационных систем к вхождению с 2012 г. в Межведомственную систему электронного документооборота. Росздравнадзором завершены работы по модернизации своей системы и реализована возможность обмена сканированными образами документов в рамках электронной канцелярии с использованием системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

Проведена модернизация подсистем АИС Росздравнадзора, обеспечивающих процессы проведения контрольно-надзорных мероприятий, которая позволила с 2012 г. вести единое планирование и учет контрольных мероприятий, готовить необходимую статистическую и аналитическую отчетность в режиме реального времени и осуществлять постоянный контроль за исполнением плана контрольно-надзорных мероприятий Росздравнадзора на территории Российской Федерации.

Год 2013-й

Коренным образом переработана подсистема «Медизделия» АИС Росздравнадзора. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» обеспечены процедуры регистрации медицинских изделий, ведения государственного реестра зарегистрированных медицинских изделий, предоставления заявителям на официальном сайте Росздравнадзора сведений в электронном виде о ходе рассмотрения представленных документов, усовершенствована система хранения и представления графических образов документов и дел, связанная с базой данных зарегистрированных медицинских изделий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных» на официальном сайте Росздравнадзора и сайтах территориальных органов размещены обязательные наборы открытых данных и обеспечена из связь с базами данных АИС Росздравнадзора для регулярного автоматического обновления. В протоколе Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства Росздравнадзор отмечен в числе 10 ведомств, которые наиболее эффективно провели эту работу.

С целью оперативного сбора и свода информации от территориальных органов Росздравнадзора разработана и введена в эксплуатацию в рамках АИС Росздравнадзора инновационная подсистема «Оперативный сбор информации», которая позволяет представить сводный отчет Службы практически в течение одного дня после размещения соответствующей отчетной формы для заполнения в указанной подсистеме.

В 2013 г. начаты работы по созданию защищенной ведомственной информационной сети, удовлетворяющей всем требованиям информационной безопасности. К концу 2013 г. сегмент сети, защищенный сертифицированными программно-аппаратными средствами, охватил центральный аппарат Росздравнадзора и 51 территориальный орган.

Год 2014-й

Работы, проводимые в текущем году, являются логическим продолжением развития информационной системы Росздравнадзора.

В соответствии со вновь принятыми нормативными и правовыми актами проведена модернизация подсистемы «Проверки» АИС Росздравнадзора, в которой реализованы возможности отражения контрольных мероприятий и мониторинга реализации программ модернизации здравоохранения, мероприятий по соблюдению порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также реализованы механизмы учета исполнения предписаний и взысканий штрафов в соответствии с изменениями, внесенными в Административный кодекс Российской Федерации в отношении контрольных полномочий Росздравнадзора.

Внесены изменения в подсистему «Лицензирование» АИС Росздравнадзора. Для лицензирующих органов субъектов Российской Федерации реализована возможность ведения регионального сегмента лицензий, а также завершены работы по интеграции с ПТР «АИС ЛОД» (типовое программно-техническое решение по автоматизации оказания государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности), созданного при участии Минэкономразвития России для обеспечения интеграции с информационными системами лицензирования субъектов Российской Федерации.

Завершены работы по развитию подсистемы «Мониторинг качества ЛС» АИС Росздравнадзора, одной из основных задач которой было создание информационно-поисковой системы по забракованным, контрафактным и фальсифицированным ЛС на интернет-портале Росздравнадзора. В Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения 22 июля 2014 г. прошла презентация новых электронных сервисов, позволяющих в режиме онлайн получать сведения по недоброкачественным и фальсифицированным лекарственным препаратам через поисковую систему, а не в виде отдельных писем на сайте.

С 10.04.2014 начал работу Портал государственных услуг Росздравнадзора, обеспечивающий подачу заявлений на предоставление 11 государственных услуг в электронном виде с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) Единого портала государственных услуг. К настоящему времени через портал подано более 50 электронных заявлений на получение государственных услуг Росздравнадзора.

Завершены работы по созданию защищенной ведомственной информационной сети сертифицированными средствами, удовлетворяющей всем требованиям информационной безопасности.

Таким образом, за время своего развития информационная система Росздравнадзора из отдельных, разрозненных программных продуктов и баз данных трансформировалась в единую защищенную государственную информационную систему, обеспечивающую комплексное решение поставленных перед Росздравнадзором задач, интерактивную среду взаимодействия с участниками отрасли здравоохранения и гражданами, интегрированную с государственными информационными системами, такими как Единый портал государственных услуг, система межведомственного электронного взаимодействия, система межведомственного электронного документооборота, государственная система «Управление» и рядом других.

Тесная интеграция информационной системы с официальным сайтом Росздравнадзора и переход на сервис-ориентированную архитектуру, соответствующую современным тенденциям, позволяет обеспечить высокую оперативность получения информации от участников отрасли здравоохранения и, в свою очередь, обеспечить прозрачность и оперативное информирование через официальный сайт широкой аудитории заинтересованных юридических лиц и граждан.

Статья посвящена вопросам использования информационной системы Росздравнадзора при осуществлении контрольно-надзорной деятельности территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Раскрываются функции системы, предлагаются пути ее оптимизации.
(на примере работы Управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю)

В соответствии с действующим законодательством Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляется более 60 государственных функций и полномочий.

Обеспечение контрольно-надзорной деятельности в настоящее время невозможно без применения современных информационных систем, поддерживающих полноту представления информации, оперативное информационное взаимодействие всех структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы. АИС Росздравнадзора – единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая информационную поддержку контрольной и надзорной деятельности Службы, объединяя в единое информационное пространство территориальные органы Росздравнадзора с центральным аппаратом.

Рассмотрим работу системы в части сбора и обработки статистической информации в аспекте подготовки отдельных отчетов Управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю (далее – Управление) по контрольным показателям.
Одной из ключевых информационных подсистем является подсистема «Проверки», которая аккумулирует информацию, начиная с формирования единого плана проверок на год до внесения результатов проведенных плановых и внеплановых проверок в режиме реального времени.

При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий Управление руководствуется нормами Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона при составлении ежегодного плана проверок должны быть указаны следующие сведения: наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридических лиц и места фактического осуществления ими своей деятельности. Следуя пп. 8 и 9 ст. 9 Федерального закона №294-ФЗ, необходимо учитывать, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является определенный временной интервал со дня государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и окончания проведения его последней плановой проверки. Вся эта информация доступна в АИС: специалисты Управления анализируют сведения, содержащиеся в справочнике организаций и реестре лицензий для формирования плана проверок и последующего согласования его в установленном порядке в прокуратуре. Получив согласованный и утвержденный план контрольно-надзорных мероприятий, мы вносим его в раздел «Планирование» подсистемы «Проверки». В дальнейшем, непосредственно после завершения каждого контрольного мероприятия, данные о проверке вносятся в этом же раздел на вкладке «Результаты».

Каждая внеплановая проверка, будь то выездная или документарная, также начинается с анализа имеющейся в АИС информации об организации (ее организационно-правовая форма, ОГРН, ИНН, юридический адрес, места осуществления деятельности и пр.). Затем при выезде в организацию специалистами Управления производится проверка достоверности полученных сведений.

Поскольку ст. 11 Федерального закона №294-ФЗ определено, что «предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля», то в процессе проведения документарной проверки должностными лицами Управления в первую очередь рассматривается информация, имеющаяся в АИС, а это – полная история хозяйствующего субъекта по лицензируемому виду деятельности: сведения о всех лицензиях организации, об изменении их статуса, переоформлениях, акты предыдущих проверок, результаты проверок, предписания и своевременность и полнота их исполнения, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.

По сути, АИС – это базовая платформа в обеспечении контрольно-надзорной деятельности Росздравнадзора. В систему АИС вносится информация по контрольно-надзорным мероприятиям по всем лицензируемым видам деятельности, а теперь еще и по предлицензионным проверкам, как документарным, так и выездным, которые регистрируются как внеплановые. Вносится информация по контрольно-надзорным мероприятиям при осуществлении государственного контроля качества лекарственных препаратов, контроля за реализацией мероприятий программ модернизации здравоохранения и за ходом выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье», контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи и за осуществлением медицинских экспертиз, контроля за осуществлением расходов субвенций из федерального бюджета, контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания и контроля за порядком организации и осуществления реабилитации инвалидов и многим другим мероприятиям, проводимым Росздравнадзором при осуществлении государственных функций.

Таким образом, в системе АИС Росздравнадзора аккумулируется значительный массив информации по всем направлениям деятельности Службы в реальном времени.

Это позволяет Управлению, во-первых, осуществлять контроль исполнения плана контрольно-надзорных мероприятий; во-вторых, значительно облегчает документооборот между территориальными органами и центральным аппаратом: результаты проверок в прикрепленных файлах доступны для чтения сразу же по окончании контрольно-надзорного мероприятия; в третьих, позволяет собирать некоторую статистическую и аналитическую отчетность по отдельным запросам пользователя. Однако в системе АИС нет самого главного для рядовых исполнителей – формирования регулярных статистических ежемесячных отчетов в автоматическом режиме.

Ежеквартально территориальными органами Росздравнадзора по поручению руководителя Росздравнадзора от 01.10.2010 №57 в соответствии с приказом Росстата от 27.09.2010 №331 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в АИС вносится информация в форму №1 «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». И ежемесячно по приказу Росздравнадзора от 05.06.2009 №4565, а с 1 февраля 2012 г. по приказу Росздравнадзора №8429 «О сборе и учете показателей государственных контрольно-надзорных функций Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» в АИС заполняется достаточно емкий модуль.

В то же время значительная часть сведений для формирования этих статистических отчетов может быть получена при корректном и полном заполнении существующих модулей в подсистеме «Проверки», а при соответствующем расширении и дополнении окон редактирования модулей практически возможно получить полную информацию для следующего этапа модернизации АИС – формирования автоматической выгрузки стандартных отчетов. При этом сбор и учет показателей должны формироваться как на уровне территориального органа, так и как свод по направлениям деятельности в центральном аппарате.

Для аналитической работы с имеющейся базой информации по результатам проверок необходимо доработать и окна редактирования, расширив их ровно на ту информацию, которая требуется в отчеты, и доработав систему фильтров, которая позволит путем комбинации разных значений получать все необходимые сведения для формирования отчетности.

Так, например, заполняя окно «Объект проверки», программа предлагает выбрать подобъекты – по адресам осуществления деятельности, а значит, есть фактическая возможность сосчитать в отчетном периоде количество проверенных обособленных объектов (это требуется в отчете) – надо только программно прописать выбор этого значения. В окне «Основание» для внеплановых проверок необходимо предусмотреть справочник, включающий позиции в соответствии с основаниями проверок по Федеральному закону от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», такие как поступление информации об угрозе причинения вреда жизни, здоровью, причинении вреда жизни, здоровью, нарушении прав граждан, необходимость контроля (или в связи с истечением срока) за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, поручения Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, прокуратуры. Также в качестве основания для внеплановых проверок предусмотреть получение сведений о возможных нарушениях законодательства, допущенных органами государственной власти субъектов РФ при осуществлении переданных полномочий, несоответствие и наличие расхождений в сведениях, представленных в отчетах органов государственной власти субъектов РФ, и поступление заявлений от соискателей и лицензиатов.

В целях реализации системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), специалистом нашего Управления ежеквартально формируется в АИС информация о расчетно-нормативных затратах на оказание соответствующих государственных услуг. При этом контрольным показателем для большинства государственных функций, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, является количество проведенных проверок. Этот контрольный показатель можно получить в АИС на основе введенных фактически исполненных плановых и внеплановых проверок за исследуемый период при условии установления тождества между вносимым значением в окно «Предмет проверки» (вносится одна тема при тематической проверке и набор тем – при проведении комплексной проверки) и исполняемой при осуществлении по этой теме контрольно-надзорного мероприятия государственной функцией. В таком случае при соответствующих настройках программы выбор исполненной государственной функции за отчетный период позволит посчитать количество проверок, затронувших исполнение определенной государственной функции, т.е. получить корректный контрольный показатель для расчета норматива затрат в системе БОР.

АИС уникальная система, объединяющая в единое информационное пространство большие блоки баз данных, являющаяся действенным механизмом, позволяющим получать оперативную, статистическую и аналитическую информацию в разрезе видов деятельности. Ее дальнейшее развитие должно служить не только цели получения сводной и аналитической информации для принятия руководящих решений, но и отвечать потребностям пользователя по оптимизации работы и облегчению рутинного труда рядовых исполнителей.

Автоматизированная информационная система Росздрава


Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию направляет для сведения и использования в работе рекомендации о порядке информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области здравоохранения и организаций при реализации национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения, федеральных целевых программ и централизованных закупок медикаментов, медицинской техники и изделий медицинского назначения.


1. Общие положения


1.1. Назначение и область применения


Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы и совершенствования системы сбора, хранения и обработки информации при реализации мероприятий по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг за счет средств федерального бюджета.

Рекомендации определяют порядок информационного взаимодействия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, субъектов Российской Федерации, получателей и поставщиков товаров, работ и услуг при реализации следующих мероприятий.

Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения:

обеспечение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и санитарно-поликлинических учреждений для организации первичной медико-санитарной помощи, а также женских консультаций;

оснащение санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями и автомобилями скорой медицинской помощи на базе гусеничных тягачей, государственных и муниципальных учреждений и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь и специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь;

обеспечение учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения диагностическими средствами и антиретровирусными препаратами в целях профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С;

обеспечение учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения оборудованием и расходными материалами для неонатального скрининга;

обеспечение учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок, в том числе для дополнительной иммунизации.

Федеральные целевые программы:

"Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы":

Централизованные закупки для подведомственных учреждений:

закупка медикаментов;

закупка медицинской техники;

закупка изделий медицинского назначения.


1.2. Базовые нормативные документы


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

Автоматизированная информационная система мониторинга медицинских изделий

Краткая инструкция по заполнению данных в среде

Версия 1.81

1. Общие положения. 3

2. Структура АИС ММИ.. 5

3.1. Основные возможности уровня ЛПУ.. 6

3.2. Общие сведения. 6

3.3. Оснащение. 9

3.3.1. Карточка головного ЛПУ.. 9

3.3.2. Подчиненное ЛПУ.. 14

3.3.2.1. Подразделения ЛПУ.. 15

3.3.3. Карточка МИ.. 17

3.3.3.1. Эксплуатационные данные. 17

3.3.3.2. Дополнительные сведения. 22

3.3.3.3. Журнал сервисных работ. 27

3.3.3.4. Метрология. 30

3.3.3.5. Расходные материалы.. 32

3.3.3.6. Медицинские услуги. 34

3.3.3.7. Персонал. 35

3.3.4. Штатное расписание. 36

3.3.5. Быстрый просмотр. 40

3.3.6. Табель оснащения. 41

2. Общие положения.

В качестве средства контроля поставки и использования диагностического оборудования и санитарного автотранспорта по приоритетному национальному проекту в сфере здравоохранения (далее – проект "Здоровье") используется программное и часть информационного обеспечения Автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ), разработанной ФГУ ВНИИМТ.

АИС ММИ представляет собой трехуровневую систему:

1. Основным базовым уровнем системы мониторинга, на котором осуществляется ведение баз данных о наличии и состоянии медицинских изделий, являются ЛПУ.

2. Информация из ЛПУ интегрируется на уровне субъекта Российской Федерации (региональный уровень) для решения собственных задач и передачи на федеральный уровень информации о каждом ЛПУ.


3. Федеральный уровень является основным в определении методологии автоматизированного контроля, а также разработке и распространении информационно-справочной базы, на которой основывается возможность интеграции и анализа собираемых данных.

Функционально уровень ЛПУ может использоваться также для контроля головным ЛПУ (юридическим лицом) сети подчиненных ЛПУ (обособленных структурных подразделений), а региональный уровень АИС может использоваться органами местного самоуправления как для решения собственных задач, так и в качестве промежуточного звена для обобщения и передачи информации на вышестоящий уровень.

Структура данных АИС ММИ позволяет фактически вести электронный формуляр на каждое изделие в ЛПУ, где учитываются проводимые сервисные работы, метрологическое обеспечение, наработка, простои, текущее техническое состояние, расходы на эксплуатацию и обслуживание, что позволяет осуществлять функции по контролю использования изделий.

Следует отметить, что ведение базы данных АИС не отменяет ведения формуляра, а только дополняет, предоставляя возможность компьютерной обработки содержащихся в нем эксплуатационных данных. Формуляр при этом служит документальным подтверждением полноты и достоверности внесенных данных в АИС.

Большое значение для интеграции и анализа информации имеет система справочников АИС ММИ. Справочная база формируется на федеральном уровне и поставляется в регионы и ЛПУ в составе информационного обеспечения АИС ММИ. При формировании справочников в качестве исходных данных используются общероссийские классификаторы, Государственные реестры медицинских изделий и средств измерений, технические условия, информационные материалы разработчиков и поставщиков медицинских изделий.

Большое количество медицинских изделий различных наименований, представленных на рынке, создает затруднения при их поиске и выборе аналогов. В АИС ММИ изделия группируются в виды по функциональному назначению и техническим характеристикам, по значениям которых изделия одного вида могут сравниваться между собой.

Указание вида для каждого изделия позволяет контролировать их наличие в ЛПУ независимо от различий в наименованиях конкретных изделий.

Источники информации, представляемые Росздравнадзору (ФГУ ВНИИИМТ) для контроля проекта "Здоровье":

1. Контроль закупок (по информации Росздрава):

Заявки регионов на оборудование и автотранспорт;

План закупки - по объявленным торгам;

Выполнение планов закупки - по заключенным контрактам.

2. Контроль поставок:

План поставок в учреждения здравоохранения (Росздрав);

Акты приема-передачи (по данным ЛПУ);

Акты ввода в эксплуатацию (по данным ЛПУ).

3. Контроль использования (по данным ЛПУ):

Данные АИС ММИ о постановке на баланс, вводе в эксплуатацию, состоянии и использовании диагностического оборудования и санитарного автотранспорта в ЛПУ;

Данные АИС ММИ о заключении договоров на сервисное обслуживание и метрологическое обеспечение полученных изделий.

3. Структура АИС ММИ

С федерального уровня АИС поступает информация, необходимая для функционирования системы на нижних уровнях: справочник медицинских изделий, справочники предприятий - производителей и поставщиков МИ, общероссийские классификаторы и другая нормативно-справочная информация.


На уровне ЛПУ осуществляется ведение баз данных о структуре ЛПУ (перечень подразделений), наличии, состоянии и использовании МИ в подразделениях ЛПУ, а также об их сервисном обслуживании и ремонте.

Данные с нижних уровней загружаются в базу данных вышестоящего уровня, составляя сводную базу соответственно по региону или федерации.

На региональном уровне приказом органа управления здравоохранения региона назначается ответственный исполнитель и определяется порядок внедрения АИС ММИ в ЛПУ.

В ЛПУ за ведение и представление данных на вышестоящий уровень отвечает главный врач. Приказом по ЛПУ назначается ответственный исполнитель, выделяется компьютерная техника , получается программный продукт АИС ММИ в региональной организации управления здравоохранения.

Ввод данных в АИС ММИ осуществляется на основании эксплуатационных документов. Основным документом, содержащим сведения об эксплуатации изделия, является формуляр.

Большинство ЛПУ (особенно первичного звена) не имеют возможности вести компьютерный учет эксплуатируемых изделий. В таких случаях ввод информации в АИС ММИ осуществляет вышестоящая организация на основании записей формуляров, которые ведутся по месту эксплуатации каждого изделия.

При отсутствии кадров и техники для ведения баз данных ЛПУ эта работа может выполняться уполномоченной организацией на договорной основе с ЛПУ или организацией управления здравоохранения региона. Наиболее целесообразно использовать для этого возможности организации, осуществляющей сервисное обслуживание основной массы изделий, получаемых по проекту «Здоровье».

4.1. Основные возможности уровня ЛПУ

Работа на уровне ЛПУ максимально упрощена для пользователя, поэтому вся информация располагается практически в одном окне и может быть представлена либо как древовидная структура ("Оснащение ЛПУ"), либо в виде таблицы ("Быстрый просмотр"). Штатное расписание представлено отдельным пунктом меню и используется при формировании потребности ЛПУ для сравнения с табелем оснащения, который также можно просмотреть, используя соответствующий пункт меню. Табели оснащения формируются на уровне региона и вызываются в ЛПУ для просмотра в соответствии с типом конкретного ЛПУ. Пункт "Данные для передачи в регион" служит для подготовки информации из ЛПУ к передаче в организацию управления здравоохранения, осуществляющую функции мониторинга на территории региона.

4.2. Общие сведения

В связи с тем, что в новой версии программы АИС ММИ изменилась только некоторые поля заполнения учетных записей, то структура и описания таких пунктов меню как «Справочники», «Отчеты», «Сервис», «Буфер обмена», «Окна», «Справки» в данном руководстве не рассматривается. Если необходима информация об этих пунктах меню, то можно обратиться к «Руководству пользователя версия 1.71»

Прежде чем перейти к описанию процедур по ведению учетных записей, стоит обратить внимание на некоторые функции среды, которые являются одинаковыми во всех окнах.

Положение курсорной линейки в каком - либо окне определяет функции кнопок "Добавить", "Изменить" и "Удалить”;

Наличие такого значка означает, что при заполнении поля можно воспользоваться справочником или календарем, перейти к которым можно, нажав на указанную кнопку;

Удаление объекта возможно, если он выделен в списке и при нажатии на указанную кнопку;

Отвечает за добавление объекта к списку или связывания двух записей;

При заполнении следующих полей необходимо воспользоваться регистрационными документами:

Код организации по ОКПО;

Код формы собственности по ОКФС;

Код организационно - правовой формы по ОКОПФ;

Наименование учреждения, Адрес юридический;

Поля заполняются только для СИМН:

Вид измерения;

Диапазон измерения;

Класс средства измерения;

Дата последней поверки,




Top