На какой cms лучше сделать портал. Сравнение бесплатных CMS: Wordpress, Joomla, Drupal и др. На передовой технологий – CryENGINE

Бесплатные CMS (Content Management System - «система управления контентом» ) пользуются огромным спросом. Любую из них можно просто скачать, установить на хостинг и запустить сайт. Но все они разные настолько, что, овладев парочкой, не факт, что третья по списку окажется изначально понятной. Особенно это касается специализированных платформ для интернет-магазина . У большинства общей основы в интерфейсе нет, да и подходы к формированию структуры и функциональности страниц отличаются ощутимо.

Новичкам, желающим освоить какую-нибудь CMS, следует понимать, для чего и какой она должна быть. Чтобы не было осечки и зря потраченного времени. Список ТОП-10 к вашему вниманию.

Рейтинг лучших бесплатных CMS 2019:

Наш выбор!

1. WordPress / ВордПресс → детальный обзор

WordPress - самая известная и популярная CMS в мире, своего рода символ ниши. Писалась для создания блогов, но в процессе превратилась в универсальный движок благодаря разработчикам плагинов, шаблонов и активности сообщества. В панель управления встроены библиотеки плагинов и шаблонов с необъятным ассортиментом. Ко всему есть отзывы, оценки, инструкции, рейтинги. Можно сортировать по различным признакам - выбирать несложно. Многие студии рисуют шаблоны под эту систему. Горы видео с уроками и километры форумов обсуждений прилагаются. Научиться пользоваться ею проще, чем многими другими.

WordPress оперирует двумя типами контента - страница и статья. Кнопка создания записи вынесена отдельно, можно прямо с сайта опубликовать пост - всё заточено на удобство и скорость публикаций новостной ленты. SEO реализовано через плагины, как и оптимизация скорости работы, безопасность и много чего ещё. Для создания магазинов, лендингов, форумов и прочего существует множество специализированных, мощных плагинов, по объёму возможностей напоминающих отдельное взятое, полноценное ПО. Существует также в формате конструктора сайтов для тех, кому удобнее использовать готовый коробочный вариант.

Плюсы:

  • Популярность: в экосистеме WordPress трудится большое количество разработчиков, постоянно расширяя/совершенствуя ассортимент плагинов и шаблонов;
  • Существует много хостингов, у которых есть отдельный тариф с настройками, оптимизированными под эту CMS;
  • Огромное количество доступных обучающих материалов любых форматов;
  • Относительная простота освоения, более-менее подходит новичкам;
  • Большое количество качественных и полезных бесплатных плагинов;
  • У большинства шаблонов довольно подробные настройки кастомизации без необходимости правки кода;
  • Способен выдерживать огромный трафик при достойном хостинге;
  • Универсальность за счёт плагинов, подходит для создания объёмных сайтов.

Минусы:

  • Более трети всех сайтов мира работают на Вордпрессе, что делает эту систему одной из основных мишеней для злоумышленников и неопытных разработчиков;
  • Из коробки система подходит для создания простого блога или визитки;
  • Создаёт немалую нагрузку на сервер, хостинг должен быть хорошим;
  • Продуцирует дубли страниц, хотя это можно решить при помощи плагина.

2. Joomla / Джумла → детальный обзор

Joomla - вторая по популярности в списке CMS. Обширное сообщество, множество плагинов и шаблонов. Лучше всего подходит для создания малых и средних сайтов информационного характера. Особенно хорошо себя показывает при создании типов ресурсов, которые наполняют контентом сами пользователи, - досок объявлений, форумов и даже социальных сетей. Для всего этого есть хорошо проработанные плагины. Из коробки функциональность относительно богатая (множество общих, тонких и SEO-настроек). Сложность освоения - средняя. Логика взаимодействия с системой своеобразная. С непривычки можно запутаться в модулях, ячейках шаблона для вывода контента и связях между ними. Если привыкнуть, это перестанет казаться запутанным и сложным.

Joomla позволяет создавать довольно сложные по структуре типы сайтов с простыми видами контента. Здесь отличный интерфейс для администрирования большого количества статей. E-Commerce развитый за счёт плагинов, хотя большой магазин здесь лучше не делать - движок имеет среднюю производительность, многое зависит от оптимизации и качества хостинга. Шаблонов бесконечное количество (и платных за $30-60, и за так), в них заключена разнообразная функциональность: некоторые содержат более сотни встроенных модулей с километрами экранов настроек. Что хорошо, шаблоны просты в редактировании кодом - здесь основа на HTML и CSS. Зная их, можно видоизменить почти всё. Гибкая, интересная массовая CMS.

Плюсы:

  • Подходит для создания любых типов сайтов, главное - не перегрузить движок модулями и объёмом базы данных (контента), иначе при слабом хостинге точно будут проблемы со скоростью загрузки страниц;
  • Приспособленность для запуска социальных сетей достойного уровня - не так уж много движков это могут;
  • Мощная экосистема, информации и опытных разработчиков в избытке;
  • Шаблонов множество, плюс в них заложен огромный диапазон функциональности;
  • Богатейший выбор плагинов и компонентов, среди которых значительная часть - бесплатные;
  • Полный доступ к коду, необходим минимальный набор навыков для редактирования.

Минусы:

  • Панель управления запутанная, в глазах среднестатистического новичка выглядит сложной;
  • Скорость работы средняя, хотя этот пробел восполняется быстрым хостингом, оптимизацией плагинами и настройками;
  • Мощные экземпляры шаблонов трудно настроить - редко получается обойтись без чтения инструкции;
  • Уровень безопасности из коробки посредственный, требует доработки плагинами и руками;
  • Обновления движка не всегда работают корректно, могут приводить ко сбоям вплоть до невозможности войти в панель управления или потери данных.

3. Drupal / Друпал → детальный обзор

Drupal - движок, ориентированный исключительно на опытных разработчиков. Новичкам в качестве первой CMS категорически не подходит, даже пробовать не стоит. Уровень сложности освоения - высокий. Хорошо приспособлен для создания объёмных сайтов со сложной организацией структуры данных. Позволяет создавать сколько угодно пользовательских типов контента, которые через модули можно вывести в любой точке фронтенда сайта. Никаких ограничений в компоновке и содержимом. Благодаря плагину CCK (Content Construction Kit) можно внедрять различные типы контента в документы, минуя механизм таксономии, характерный для данной системы.

Движок универсальный, позволит создать хоть визитку, хоть портал, магазин или сайт знакомств. Отличается высоким уровнем безопасности из коробки и скоростью работы. Тем не менее, создаёт большую нагрузку на базы данных, поэтому нуждается в более-менее быстром хостинге. SEO-настроек хватает даже без установки дополнительных плагинов, коих для системы написано очень много. Характерная черты - отличная масштабируемость, оптимизация, а также необходимость знаний программирования для эффективного использования. Шаблонов множество (платные по $50-60, в среднем), но процесс их установки относительно сложный. Нужно копировать файлы по директориям, а потом вручную активировать модули. Не для новичков система.

Плюсы:

  • Подлинная универсальность, гибкость по всем направлениям;
  • Возможность создания и внедрения бесконечного количества типов контента;
  • Из коробки мощные SEO, безопасность и скромные аппетиты к железу;
  • Обширное сообщество, много руководств, документации и грамотных разработчиков внутри экосистемы;
  • Богатый набор модулей, расширяющих базовую функциональность;
  • Возможность использования хуков - модификаторов обработки процедур для упрощения внесения масштабных изменений в алгоритмы движка;
  • Высокий уровень стандартизации - почти весь код пишется разработчиками в едином стиле, сообществу удобно с ним работать.

Минусы:

  • Для обычных пользователей не подходит из-за явной сложности освоения и использования;
  • Без знаний программирования настроить большинство модулей не получится;
  • Для стабильной и быстрой работы сайта нужен мощный сервер.

4. OpenCart / ОпенКарт → детальный обзор

OpenCart - одна из наиболее популярных E-commerce платформ. Предназначена исключительно для создания интернет-магазинов и уже из коробки содержит впечатляющий набор возможностей: визуальный редактор шаблонов, отсутствие ограничений на количество товаров, категорий, производителей, страниц и прочего, поддерживает мультиязычность, скидки, отзывы, варианты доставки, подсчёт налогов, рейтинги товаров и т. д. Система движка модульная, то есть можно неограниченно расширять магазин. Есть встроенный сборщик статистики (просмотры, отчёт о продажах, рейтинг популярности и т. д.), а вот SEO-оптимизация из коробки хромает. Придётся использовать сторонний и, скорее всего, платный модуль.

Уровень сложности освоения - средний. Система логично выстроена, но у магазина очень много настроек очевидных и тонких. Новичку придётся непросто, но при наличии мотивации шанс довести проект до ума есть и немалый. Магазины модулей и шаблонов встроены прямо в панель управления, можно искать по фильтрам. Интерфейс редактора дизайна удобный, с подсветкой синтаксиса. У многих шаблонов можно в режиме визуального редактора настроить внешний вид и функциональность. В рамках одной админки можно управлять сразу несколькими магазинами. А ещё перед загрузкой обновления система сканирует на совместимость установленные расширения во избежание конфликтов, способных вывести магазин из строя. Это большой плюс.

Плюсы:

  • Может быть изучена и эффективно использована новичком;
  • Продвинутая функциональность - почти всё важное для магазина есть из коробки;
  • Удобный пользовательский интерфейс для совершения покупок;
  • Высокая производительность и сравнительно низкие требования ко скорости хостинга;
  • Множество качественных шаблонов и полезных модулей;
  • Развитая экосистема: много информации и действующих разработчиков;
  • Подробная встроенная статистика продаж и посещаемости магазина;
  • Простой код, что упрощает внесение доработок;
  • Присутствует подробная настройка прав доступа (для менеджеров, например);

Минусы:

  • Слабое SEO из коробки (мало настроек, проблемы индексацией страниц, производство их дублей, ошибки при формировании ЧПУ), проблема решается установкой расширений;
  • Неудобный загрузчик изображений;
  • Нет быстрого оформления заказа из коробки;
  • Отсутствует живой поиск товаров (по первым буквам названия);
  • Нельзя сортировать статьи по категориям для оформления их новостной лентой, к примеру;
  • Обновления движка довольно редко выходят;
  • Достаточно большое количество мелких багов и неудобств (например, кнопка добавления в корзину отсутствующих в наличии товаров всегда активна).

5. MODX / МОДЭКС → детальный обзор

MODX Revolution - гибкая система, стоящая по своим свойствам ближе к фреймворкам, нежели к CMS. Подходит для создания всех типов сайтов, легко масштабируется. Тем не менее, объёмные сайты не очень удобно администрировать из-за хаоса в отображении древовидной структуры страниц и элементов. Проблема лечится модулем вроде «Collections». Установщик модулей с поиском находится прямо в админке, есть рейтинги, можно почитать описания расширений. В целом, из коробки движок легковесный и не блещет детализированной функциональностью. Требует обязательной установки джентельменского набора модулей, как минимум.

Уровень сложности освоения - средний при условии, что пользователь владеет HTML/CSS свободно. Панель управления имеет чистый, приятный дизайн и относительно понятную структуру. Может быть использована новичками, но с опорой на обучающие материалы. Из коробки вы получаете мощные средства SEO-оптимизации и высокий уровень безопасности. Специально заточенных под себя готовых дизайнов движок не имеет, зато позволяет одеть на сайт любой HTML-шаблон. Ассортимент таковых огромен, но для редактирования внутри системы придётся выучить её специфический синтаксис, который больше нигде не используется.

Плюсы:

  • Высокий уровень гибкости, можно построить структуры и элементы любой сложности;
  • Отличная оптимизация кода и настроек для соответствия требованиям поисковых систем;
  • Нетребовательность к качеству хостинга, высокая производительность сайтов;
  • Высокий уровень безопасности, гибкие настройки авторизации групп пользователей;
  • Хорошая реализация мультиязычности, высокое качество русской локализации элементов интерфейса;
  • Достаточный набор готовых модулей, доступных для установки прямо из админки;
  • Приятный на глаз и более-менее понятный изначально интерфейс;
  • Подробная официальная документация на русском языке.

Минусы:

  • Неудобный подход к установке шаблонов;
  • Нестандартный синтаксис движка;
  • Без навыков программирования продуктивно работать с движком невозможно;
  • Мало адаптированных шаблонов, обычно требуются доработки руками и кодом для оптимизации HTML-макетов и их корректного отображения;
  • Обучающих материалов на порядок меньше, чем у более популярных CMS.

6. Magento / Мадженто → детальный обзор

Magento - магазинный движок, самый популярный в мире, собственность Adobe Inc. Очень мощная CMS с развитым сообществом. Но не в Рунете. Бесплатно можно скачать версию Community Edition, но она совершенно не адаптирована под наш рынок, не имеет русской локализации. Сырой, потенциально продвинутый продукт, требующий доработки руками - кодом. Существуют сборки для использования в Рунете (локализация, интеграция наших социалок, платёжных систем и т. д.), но они платные. Вообще, эта бесплатная система имеет высокий уровень монетизации: шаблоны, модули, услуги разработчиков, лицензии - почти всё платное.

Данный движок стоит использовать лишь в том случае, если есть приличный бюджет. Стоимость разработки магазинов на Magento высокая, особенно при покупке Enterprise-лицензии (от $15 000 в год). Функциональность отличная, панель управления информативная, сравнительно удобная. Множество статистических сводок, встроенная рейтинговая система оценки товаров и комментирования, скидки, регулировка пользовательских прав, хороший уровень SEO-оптимизации и безопасности из коробки, продвинутый алгоритм кэширования для ускорения загрузки страниц - всё это и многое другое есть из коробки.

Плюсы:

  • Хорошая функциональность из коробки, подходит для создания огромных магазинов;
  • Множество шаблонов, хотя большинство из них платные и не дешёвые;
  • Эффективная система кэширования, здорово повышающая скорость загрузки страниц;
  • Из одной админки можно управлять несколькими магазинами;
  • Хорошо реализовано всё, что связано с оптимизацией под поисковые системы и безопасностью работы сайта.

Минусы:

  • Требовательность к качеству хостинга;
  • Сложность использования, начиная с процесса установки и заканчивая доработками кода;
  • Относительно малое количество готовых расширений, а услуги квалифицированных разработчиков стоят очень дорого;
  • Общая высокая себестоимость магазинов, несмотря на формальное наличие бесплатной версии;
  • Оригинальная версия совершенно не адаптирована для использования в Рунете, а сборка, оптимизированная для нашего рынка, стоит от 8 000 рублей.

7. ImageCMS / ИмиджCMS → детальный обзор

ImageCMS - платформа для создания интернет-магазинов, гибрид WordPress, Premmerce и WooCommerce . Готовое коробочное сочетание, требующее установки минимального количества дополнительных модулей. Уровень функциональности и гибкости - средний, сложность освоения - средняя, но без знания хотя бы HTML/CSS далеко не уехать. Готовых шаблонов всего лишь четыре, есть косметический кастомизатор дизайна, так что для получения уникального облика магазина необходимо или заказывать разработку дизайна, либо тщательно переделывать руками имеющийся. Одно стоит дорого, другое - сложно в реализации и практически невыполнимо для новичков. Зато есть интеграции c МойСклад, 1C, Новой Почтой, RetailCRM и прочими популярными сервисами из коробки. Много чего сделано и для SEO-оптимизации.

Панель управления аналогична таковой у WordPress, разница лишь в количестве предустановленных из коробки расширений. Здесь их множество, отчего админка выглядит перенасыщенной. По сути, данная CMS является сборкой, требующей доработок под требования конкретной задачи. Прямой совместимости с плагинами Вордпресс здесь нет, услуги разработчика по оптимизации стоят дорого. Данную систему есть смысл использовать лишь в том случае, если из коробки вам хватает функциональности. Ведь шаблоны, доработки и самописные плагины обойдутся дороже, чем оно того стоит. Магазины здесь получаются хорошими лишь при наличии достаточного бюджета.

Плюсы:

  • Ядро системы - всем известный WordPress, понятный и удобный;
  • Богатый встроенный набор плагинов, закрывающий большинство требований к ведению магазина;
  • Полный арсенал возможностей WooCommerce в наличии;
  • Есть качественный встроенный блог.

Минусы:

  • Родных расширений мало, программиста найти непросто, а стоимость услуг будет завышенной;
  • Нельзя вручную настроить порядок вывода отдельных товаров и прочие полезные мелочи;
  • Мало готовых шаблонов, а индивидуальный дизайн от разработчика стоит от $2000;
  • Высокая нагрузка на сервер, низкая производительность при большом объёме базы данных;
  • Слабая экосистема - информации по продукту, обсуждений и прочего довольно мало.

8. TYPO3 / ТайпоТри → детальный обзор

TYPO3 - продвинутая среда разработки для опытных пользователей. В освоении непростая, в сопровождении - тоже. Точно не для новичков. Необходимы знания программирования и опыт разработки сайтов для нормального использования. Выгоднее всего показывает себя на создании блогов, порталов, интернет-журналов/газет крепкого среднего объёма (до 5-6к страниц). Допустим, создание магазина или социальной сети тоже возможны, хотя сопряжены с нерентабельными сложностями - потребуются множество плагинов и доработок. Также для достижения успеха необходимо располагать бюджетом. Хороший хостинг, услуги программиста, модули - придётся потратиться.

Интерфейс у этой CMS отнюдь не простой, причём, для кастомизации сайта используется специальный внутренний язык - TypoScript. Без его освоения успеха не добиться. Отсюда вытекает высокая стоимость услуг специалистов - профиль узкий, далеко не все смогут помочь. Из коробки система не обладает достаточной функциональностью для реализации серьёзных сайтов. Многие плагины можно загрузить из репозитория бесплатно. Уровень их качества курирует сообщество CMS. Из одной панели управления можно вести несколько проектов. Шаблонизатор Templavoila поможет превратить любой HTML-шаблон в совместимый. Есть также визуальный редактор для внесения косметических изменений. Гибкий, мощный, специфический движок для профи.

Плюсы:

  • Качественная локализация интерфейса движка;
  • Использование связки Templavoila/TypoScript позволяет вытворять с дизайном что угодно;
  • Высокая степень масштабируемости сайтов;
  • Поддержка кэширования страниц, что значительно ускоряет их загрузку;
  • Достаточный набор расширений, собранных в надёжном едином источнике - TYPO3 Extension Repository;
  • Отлично подходит для создания сайтов крупных корпораций, отраслевых гигантов.

Минусы:

  • Сообщество преимущественно англоязычное, русифицированной документации мало;
  • Создаёт большую нагрузку на хостинг, занимает много места;
  • Сложна в изучении, категорически не подходит новичкам;
  • Подходит для создания сайтов, в которых публиковать информацию будет только администратор, то есть проектов без пользовательского контента;
  • Высокая стоимость поддержания работоспособности сайта.

9. CMS Made Simple / Мейд Симпл → детальный обзор

CMS Made Simple - система, предназначенная по задумке для использования новичками. Действительно, здесь есть визуальный редактор дизайна, похожий на те, что бывают в облачных конструкторах сайтов. Простая установка на сервер, простая настройка, неплохой набор доступных расширений, которыми несложно пользоваться. Подходит, прежде всего, для создания сайтов-визиток и интернет-магазинов, но добиться уникальности дизайна средствами редактора невозможно - только косметические изменения. Глубокая кастомизация потребует правок кода (PHP, HTML, CSS), что сводит на нет всю простоту, удобство и ставит систему на один уровень с остальными CMS в плане сложности эффективного использования.

Интерфейс частично русифицирован, документации на родном и могучем мало - для полного освоения необходимо ориентироваться в английском языке. Работает движок быстро и не требует супер-хостинга даже для запуска магазина. Встроенных шаблонов немного, написаны они в доступном HTML/CSS-формате, что позволяет адаптировать сторонние темы оформления для использования внутри системы. API открытый, разработчиками написано более 200 плагинов разного уровня качества и полезности. Оптимизация отличная благодаря легковесности движка и встроенному механизму кэширования страниц. Безопасность реализована на хорошем уровне из коробки. Неплохой движок, но потенциал его раскрывается лишь в руках опытных разработчиков.

Плюсы:

  • Относительная простота панели управления;
  • Удобство внесения косметических изменений в шаблоны;
  • Хороший уровень SEO-оптимизации и безопасности;
  • Выгодно использовать для создания небольших магазинов при ограниченном бюджете;
  • Низкие требования к качеству хостинга;
  • Достаточный набор готовых плагинов для решения типичных задач;
  • Регулярные обновления.

Минусы:

  • Малочисленное и, в основном, англоязычное сообщество;
  • Скудное количество обучающих материалов, в том числе, и видео-уроков на русском языке;
  • Без вмешательства в код получить уникальный дизайн невозможно;
  • Иногда при обновлениях «отваливаются» до этого прекрасно работавшие плагины;
  • Без знаний английского языка и, как минимум, основ программирования раскрыть потенциал системы не получится.

10. Concrete5 / Конкрит 5 → детальный обзор

Concrete5 - популярная CMS, сходная по механике взаимодействия с конструкторами сайтов на базе визуального редактора. Отличительная черта и причина востребованности системы - действительно простой интерфейс, внутри которого можно создавать довольно сложные сайты. Посредством добавления элементов (виджетов) пользователь собирает страницы. Далее их можно редактировать, меняя содержимое блоков, цвета, фоны, шрифты, навигацию и прочее. Редактор позволяет проводить несложную кастомизацию любых элементов, не влезая в код. Если необходимо больше - пожалуйста, это ведь CMS, код полностью открыт.

Шаблоны можно скачать бесплатно и купить ($30-45) в маркетплейсе официального сайта системы. Для расширения функциональности можно использовать плагины, скачав их там же. Выбор приличный, хотя до лидеров по популярности не дотягивает, конечно. Данная CMS отлично подходит для создания сайтов компаний, информационных порталов, блогов. В меньшей степени - для интернет-магазинов, поскольку из коробки отсутствуют интеграции важных для Рунета платёжных систем, доставок и прочего. Возможности SEO-оптимизации из коробки базовые, стоимость платных плагинов начинается с $30.

Плюсы:

  • Интерфейс в манере конструкторов с визуальным редактором;
  • Подходит для использования новичками;
  • Централизованные магазины плагинов и тем оформления, в которых много бесплатных вариантов;
  • Умеренная средняя стоимость шаблонов и платных плагинов;
  • Движок поддерживает мультиязычность.

Минусы:

  • Слабая адаптация системы к потребностям Рунета: мало расширений с важными для нас интеграциями сервисов, малочисленное сообщество, вялые обсуждения на форумах, мёртвые группы в социальных сетях, документация на английском.

В деталях процесс будет отличаться в зависимости от используемой CMS: какой плагин скачать, куда нажать, как поставить и настроить шаблон, какими должны быть тексты - всё это и многое другое является нюансами, которые зависят от выбора движка и задачи, которую решаете с его помощью.

FAQ (Вопрос – Ответ)

  • Реально ли сделать сайт на CMS самому?
  • Создание сайтов на CMS требует подготовки. Человек должен быть опытным пользователем ПК, в целом, и разбираться в кодинге начального уровня сложности (HTML/CSS). Также важна способность воспринимать обучающие материалы и следом применять их на практике.

    Мало кто может с нуля, без подготовки и подсказок вот так просто сесть и поехать на той же относительно простой WordPress или очень простой Concrete5. Нужно иметь представление о процессе и/или уметь учиться. Эти вещи не относятся к разряду интуитивных по умолчанию.

    В целом, да, сайт на CMS создать самостоятельно реально. Но, смотря какой и кто будет делать. Некоторые могут, многие другие - нет и никогда не смогут. Это факт. Задача не для всех. С нуля у многих получается при наличии устойчивой мотивации. Остальные платят сторонним разработчикам либо же используют конструкторы сайтов - самый простой вариант.

  • Какую CMS лучше выбрать?
  • Проще всего выбирать профильную систему под тип создаваемого сайта. Например, создание хорошего магазина на базе Woocommerce + WordPress - оптимальный способ для новичков. Реализовать полноценный интернет-магазин вполне возможно самостоятельно, так делают многие. Магазин на Opencart опытному вебмастеру создать будет проще, чем на WP в комбинации с плагином Woocommerce. Всё потому, что это - специализированная CMS для интернет-магазина , содержащий из коробки солидный пласт необходимой функциональности. На Joomla хорошо идут информационные сайты, на WP - блоги, на Drupal, Typo3 и MODX - сайты больших компаний, порталы и т. д.

    Помимо специализации движка, необходимо учитывать стоимость и качество плагинов, которые понадобятся для реализации задумки. Также играет роль популярность системы. Чем более востребован движок, тем больше информации, расширений, шаблонов и разработчиков, способных помочь на умеренную плату. Это скажется на комфорте работы и себестоимости проекта, в конечном счёте. В общем, когда определитесь с типом сайта (визитка, магазин, блог, портал и т. д.), почитайте/посмотрите обзоры, рейтинги на профильные по направлению CMS. Выбирайте из них самую популярную в Рунете - это общий рецепт, оправданный в большинстве случаев.

  • Можно ли сделать сайт на CMS бесплатно?
  • Определённо, нельзя. Сам движок может быть бесплатным, но хостинг и домен - точно нет. Разве что вы будете создавать сайт на локалке для себя. Плагинов платных множество для любой системы, да и шаблонов тоже. Целые студии и команды разработчиков зарабатывают на этих экосистемах. То есть бесплатность CMS означает отсутствие необходимости оплаты стоимости лицензии движка и открытости доступа к его API для всех желающих. Между тем, расходы на создание/содержание сайта могут быть внушительными в зависимости от ряда факторов.

    Справедливости ради отметим, что в изначально платных экосистемах средние цены на расширения, зачастую, выше, а бесплатного меньше - и плагинов, и шаблонов. Стоимость же услуг разработчиков зависит от популярности системы и её сложности. Стоимость хостинга, а также требования к нему у конкретной CMS и типа сайта тоже варьируются. Все эти и многие другие факторы влияют на смету проекта. Одно можно сказать точно - вложить деньги в любом случае придётся. А вот сколько - это вопрос индивидуальный.

    Если вообще нет денег на содержание сайта, можно использовать конструктор uCoz - на бесплатном тарифе он дает возможность получить хостинг и домен бесплатно : 400+ Мб места на сервере, сайт на поддомене (типа *.ucoz.net, *.ucoz.org и др. или free-домены *.tk, *.ml, *.ga), доступ к исходному коду HTML/CSS/JS и другие возможности.

Бесплатных CMS множество. Они обладают различными степенями популярности и особенностями. Есть профильные, есть универсальные за счёт структуры и расширений. Вокруг любой востребованной системы происходит монетизация - разработчики пишут плагины, оказывают услуги, рисуют, верстают и продают шаблоны. Жизнь внутри таких экосистем кипит, люди в них работают и зарабатывают. Сайты всегда стоят денег, бесплатных не существует.

Создание сайта на CMS - задача не для всех. Среднестатистическому пользователю ПК её гораздо проще решить с помощью подходящего конструктора сайтов. К CMS есть смысл обращаться тогда, когда есть планы связать свою деятельность и доход с этим типом систем. Или просто очень интересно узнать, что да как там. Многие движки долгое время остаются вотчиной профи и одарённых новичков. И неслучайно - они сложны. Общий совет новичкам с учётом всех факторов: используйте WordPress либо конструкторы сайтов.

Если вы желаете опробовать, что и как, то проще всего зайти на любой бесплатный хостинг, установить автоматом WordPress или Joomla, после чего пройтись по ним неопытным глазом, попробовать создавать страницы, править стандартный шаблон и прочее. Без привязки к результату, просто посмотреть и понять, как это происходит. Желательно поддержать вояж просмотром парочки базовых обучающих видео, чтобы чуть интереснее было.

Системы вроде Drupal, MODX, Magento, TYPO3 определённо сложны и не подходят на роль первых CMS. К ним, если потребуется, нужно обращаться после освоения другой, более доступной в плане понимания системы. Обычно речь идёт WordPress - самой очевидной и практичной для первых шагов. Либо OpenCart - номер один для создания первого магазина. Joomla хороша для тех, кто хочет относительно легко освоить основы программирования на практике и создать визитку или информационный портал. Здесь шаблоны на чистом HTML/CSS, их довольно легко править.

CMS (в народе называют движком) — система управления контентом сайта. Это костяк, на котором все строится. От движка зависит удобство наполнения сайта, его «дружелюбность» для поискового продвижения, возможность подключения дополнительных сервисов.

Мы собрали специалистов Отделов разработки и интернет-маркетинга WebCanape и с пристрастием опросили их на предмет того, чем хороши и плохи разные CMS. Эта статья поможет вам выбрать движок так, чтобы потом не было мучительно больно.

Вселенная движков: разнообразие видов

Все существующие CMS можно условно разделить на 4 большие категории:

  1. Самописные
  2. Коробочные
  3. Конструкторы
  4. Студийные

1. Самописные CMS

Самописная CMS — это система управления контентом, которую пишут с нуля под задачи конкретного бизнеса. Это несерийное решение. Оно создается под один проект и не тиражируется.

☺ Полное соответствие вашим бизнес-задачам

Коробочные движки и конструкторы имеют наборы модулей для расширения функционала сайта, но в готовых решениях всегда есть ограничения, и вам придется идти на компромиссы.

Кастомная система управления будет полностью отвечать задачам, прописанным в ТЗ, ведь ее разрабатывают не для того, чтобы потом продать разношерстной аудитории. Разработчик держит в голове только ваши потребности.

☺ Интеграция последних достижений

Технологии постоянно обгоняют рынок. Даже купив последнюю версию коробочной CMS, вы не можете быть уверены, что в нее внедрили все достижения, доступные на данный момент. Создавая движок под вас, разработчик имеет доступ к самым новым технологиям программирования и, если вам повезет, будет применять их в работе над вашим проектом.

☺ Эксклюзивность

Вы можете хвастаться, что являетесь обладателем эксклюзивного решения, уникального функционала, прорывной разработки. Почет и уважение коллег, негодование и зависть конкурентов, недоумение знающих людей вам обеспечены.

× Неотработанная технология

Серийные решения отрабатываются на тысячах сайтов (например, на Canape CMS создано уже более 2000 проектов). В каждой следующей сборке устраняют баги, обнаруженные в предыдущих версиях. Это значит, что вам не придется набивать собственные шишки.

Если ваш сайт создан на самописной (то есть несерийной) CMS, вы будете первопроходцем. Отстройка процессов, подгонка алгоритмов и программирование нужных модулей с нуля лягут на плечи вашего разработчика. И с ошибками ему придется справляться самому.

× Нет технической поддержки

Все проблемы придется решать своими силами. И на форумах, скорее всего, не помогут.

× Сложности при SEO-продвижении

Обычно в таких системах если и есть какой-то SEO-функционал, то представлен он довольно скудно, потому что программисты и SEO-шники — существа из разных миров. Многое придется допиливать в процессе.

× Полная зависимость от разработчика

Соглашаясь на самописный движок, настраивайтесь быть вместе с разработчиком на века, в горе и в радости, пока смерть не разлучит вас и далее по тексту... Ссориться категорически не рекомендуем, так как от автора кода зависит жизнеспособность самописного сайта.

Обычно никакой регламентированной технической документации для таких движков нет, и если вы вдруг решите сменить команду разработки, есть большая вероятность, что сайт придется переделывать на другом движке. Копаться в чужом коде — удовольствие сомнительное и затратное.

2. Коробочные CMS

Коробочная CMS — готовый программный продукт. Такую систему можно скачать (в случае с бесплатными решениями) или купить (коммерческие движки). Сравнивать бесплатные и коммерческие продукты было бы некорректно, так как у них есть принципиальные отличия, важные для бизнеса.

Бесплатные движки из коробки

Примеры: WordPress, Drupal, Joomla, Opencart, Magento и иже с ними.

☺ Свободные отношения с разработчиком

Благодаря бесплатности знают о таких продуктах многие. Значит, вам не составит труда найти разработчика. И не будет проблемой его заменить, если пути ваши разойдутся.

☺ Дешево (если идти на компромиссы)

Создавать сайты на таких движках сравнительно недорого. Базовый функционал обычно бесплатный. Можно найти огромное количество подключаемых модулей для решения разнообразных задач, и многие из них тоже бесплатные.

☺ Смена дизайна в 2 клика

В коробочных движках есть возможность добавлять шаблоны оформления — если надоел дизайн, можно скачать/купить новый и поставил на сайт. Порой это делается в 2 клика.

× Отсутствие единого стандарта

У Open source-решений нет единого стандарта разработки, поэтому даже несмотря на огромную армию разработчиков на WordPress, каждый следующий спец захочет переделать вашу CMS под себя.

× Проблема выбора модулей

Большой выбор модулей тоже может обернуться проблемой. Так как создавать их могут совершенно разные люди, в сети плодится огромное количество решений для одних и тех же задач. Бывает сложно определить, какой модуль подойдет для конкретной задачи. При подключении пальцы лучше скрестить, он может оказаться несовместим с вашей версией движка.

Страшилка на ночь:

Иногда бесплатные модули создаются исключительно для распространения вирусов. То есть плагин вроде как несет пользу, но по сути является лазейкой для заражения. Этим грешат многие бесплатные шаблоны для WordPress и Joomla, разработчики шаблонов используют их для размещения ссылок и даже вирусов, чтобы заработать. Вот тут Joomla-Master.org, говорят, особенно много шаблонов со ссылками.

× Уязвимость

Уязвимость — цена, которую вам придется заплатить при выборе бесплатного движка с открытым кодом. Благодаря (или из-за) популярности таких решений взламывают сайты на них гораздо чаще. Хоть в исходном коде и нет вирусов, но злоумышленникам ничего не стоит, взломать сайт и заразить. Приходится разрабатывать бесчисленные патчи, чтобы проблему обойти.

× Несоответствие требованиям законов РФ

Бесплатные коробочные продукты, как правило, производят не в России. Их никто не адаптирует под российские реалии, и требования российского законодательства в них тоже не учтены.

× Нет техподдержки

Зато есть большое сообщество разработчиков, и на форумах вам, скорее всего, помогут. Но техподдержки нет. То есть на поиск решения, возможно, уйдет очень много времени, а эффект не гарантирован.

Выход: заключить договор на техподдержку с компанией-подрядчиком, которая разработала сайт на бесплатном движке.

× Ограничения по SEO

Продвигать такие сайты сложновато. То нет возможности отредактировать метатеги (в WordPress нужно подключить плагин), то rel="canonical" не получается прописать на некоторых шаблонах.

Joomla, например, славится грязным кодом. Она создает несколько дублей по каждой странице сайта, потому выбиться в топ выдачи вам будет крайне сложно. Потому сайты на Joomla индексируются плохо. И грузятся медленно по той же причине.

Drupal тоже генерирует много лишнего. Если вы наконец разберетесь, какие модули вам нужны для SEO, то будьте готовы ломать голову над тем, как избавиться от лишних технических страниц, которые система наплодит.

× Неудобно редактировать контент

Во многих бесплатных CMS (привет, Joomla), чтобы внести минимальные доработки в отображение одной страницы, иногда не обойтись без помощи разработчика, небесплатной.

Коммерческие коробочные CMS

Примеры: 1С-Битрикс, NetCat, HostCMS, UMI.CMS, CS-Cart и проч.

☺ Легко выбирать и менять разработчиков

Для работы с популярными платными решениями (как и с популярными бесплатными) вы легко найдете разработчика.

☺ Специализация

Многие коммерческие серийные движки заточены под решение конкретных групп задач. Например, бывают CMS, на которых удобно строить интернет-магазины (Amiro CMS, CS-Cart).

☺ Соответствие российским реалиям

Популярные в России платные движки адаптированы под российский бизнес. А 1С-Битрикс — вообще российская разработка, которая априори все требования учитывает.

☺ Серьезная техническая поддержка

Вас не оставят в беде, если у вас возникнут вопросы по интеграции сервисов, проблемы с подключением модулей или программные баги.

× Ежегодные лицензионные платежи

Придется продлять лицензию. Не купив лицензию на следующий год, вы не сможете обновить CMS до последней версии и выполнять требования поисковиков, например, будет гораздо сложнее.

× Необходимость доработок

Если поменяете разработчика, допиливать все равно придется.

× Недружелюбность редактора контента

Обычно в таких CMS есть проблемы с наполнением, без разработчика разобраться сложно. Контент-менеджеры пугают детей байками про сайты на 1С-Битрикс.

Загадка для самых маленьких: на какую кнопку нужно нажать, чтобы ваш трехчасовой труд по выкладке сохранился.

А тут придется крепко подумать, чтобы найти нужную страницу для редактирования.

× Платная техподдержка

Помогать вам будут, но не бесплатно.

3. Конструкторы сайтов

Конструктор — это онлайн-платформа для создания сайтов. Чтобы собрать простой сайт на конструкторе, не нужно возиться с кодом, базами данных, хостингом. Не требуется ничего скачивать и устанавливать. Вы регистрируетесь на платформе, указываете нужные настройки, выбираете шаблон — сайт готов. Это дешевое и часто красивое решение для одностраничников и простеньких сайтов.

Примеры: Tilda, Nethouse, Wix, uKit, Weebly и проч.

☺ Быстро (и самостоятельно)

Конструктор позволяет быстро (и своими силами) состряпать лендинг или простенький сайт.

Специальных знаний чаще всего не требуется. Сделать сайт для запуска на него рекламы можно за день.

☺ Популярно

Если не хотите делать сами или требуется что-то «подпилить», вы без труда найдете разработчика для сайта на популярном конструкторе.

Правда, доработки возможны только в части фронтенда да контента. Про функциональные доработки не думайте.

☺ Дешево

На Wix или Tilda можно за дешево собрать красивый одностраничник или несложный сайт, который сможет собирать заявки.

× Забудьте про сложный функционал

Если потребуются комплексные программные доработки, придется идти на компромиссы. Например, средствами Tilda не получится сделать так, чтобы отбивки о заявках приходили на дополнительную почту. В службе техподдержки ответят, что такой функционал отсутствует, но, возможно, будет добавлен в будущем. Или не будет.

× В плену у чужого хостинга

Выбрав SaaS-решение для создания сайта, вы попадаете в зависимость от чужого хостинга. Возможность переноса на другой хостинг есть лишь в редких конструкторах, а если есть — стоит это немало.

Кроме того, если ценовая политика конструктора вам в одночасье станет не близка (абонентская плата, скажем, вырастет в 4 раза), придется переделывать сайт в другом месте либо на другом конструкторе, либо уже на CMS.

× Несовместимость с российскими реалиями

Многие конструкторы — иностранного производства, они не адаптированы для российских реалий. Свежо предание, как Яндекс перестал индексировать сайты на конструкторе Wix из-за javascript-ошибок.

Кроме того, обычно договор оферты у владельцев конструкторов составлен таким образом, что компания не несет перед вами никакой ответственности:

  • ни за простои хостинга,
  • ни за сбои в системе,
  • ни за несоответствие законодательству,
  • ни за «внезапные» обновления,
  • ни за блокировку.
  • Это все ваш риски, репутационные и финансовые.

× Имя на поддомене

На многих конструкторах (например, на Tilda) на бесплатном тарифе вам предложат зарегистрировать имя сайта на поддомене вида site.tilda.ws. Доверия к сайту со стороны пользователей это не прибавит, хоть поисковикам до таких мелочей едва ли есть дело.

4. Студийные CMS

Многие веб-студии разрабатывают собственные движки, чтобы собирать на них сайты для своих клиентов. Некоторые из таких систем управления продаются как самостоятельный продукт, то есть любой сторонний разработчик может купить такое решение для реализации собственных проектов. Однако такие случаи редки.

Примеры: Canape CMS, UralCMS, Argilla, MediaPublisher и проч.

☺ Развернутая техдокументация

В отличие от самописных CMS, работая со студийным движком, сторонний разработчик сможет без труда разобраться в коде, так как для Canape CMS , например, имеется подробная тех. документация, которая дополняется и обновляется от релиза к релизу.

☺ Есть служба поддержки

У веб-студий контакты с клиентами обычно более тесные, потому и техподдержка по студийным CMS, как правило, отзывчивее. Вам всегда ответят, помогут, подскажут, если возникнут проблемы.

Как работает служба поддержки Canape CMS

☺ SEO-дружелюбный функционал

Если студия, разработавшая движок, оказывает услуги по поисковому продвижению , с большой долей вероятности CMS отвечает всем требованиям поисковых систем и имеет необходимый функционал для SEO. При разработке сайта на Canape CMS выполняется настройка базовых SEO-параметров по умолчанию, и предусмотрены все возможности для дальнейшей раскрутки в поисковиках.

☺ Кастомизация под задачи бизнеса

Работа с движками из коробки похожа на вытачивание скульптуры из каменной глыбы. Вы берете жесткий продукт, отсекаете лишние вещи, лепите дополнительные модули. Не всегда все получается, как было задумано изначально.

Со студийными CMS все иначе — под ваши бизнес-требования собирают необходимый функционал с возможностью его расширения и масштабирования.

☺ Тестовые площадки

Это стандарт разработки, который не всегда выполняется, например, в конструкторах. В Canape CMS есть тестовая площадка, на которой разработчики могут проверить реализацию того или иного решения на студийном движке. Это безопасно для «боевого» сайта и полезно, если привлекаются разработчики со стороны.

☺ Ориентация на клиента, а не на разработчика

Если коробочные решения ориентированы на разработчика, который является их целевым покупателем, то студийные создаются с прицелом на конечного потребителя — компанию, для которой создается сайт.

Студийные CMS в большей степени учитывают индивидуальные потребности бизнеса, и обычно имеют специализацию (интернет-магазины, информационные порталы и проч.)

Разные типы сайтов, собранные на Canape CMS

☺ Защищенность

Безопасность таких движков в разы выше бесплатных или популярных платных решений. С кодом студийных CMS знакомы не так много людей, поэтому взламывают их гораздо реже.

WordPress, например, ломают достаточно часто. Злоумышленник без труда получит доступ к админке, если пользователь не очень опытный. Сайты обычно взламывают, чтобы вымогать с владельца деньги или повесить на него вредоносный код. Та же ситуация встречается с OpenCart и MODX.

× Сложности для сторонних разработчиков

Такие решения менее растиражированы, и стороннему разработчику приходится разбираться в чужом коде (в Canape CMS есть тестовые площадки и тех. документация, а код открыт и стандартизирован, поэтому проблема не слишком большая).

× Зависимость от студийных сервисов

Может не быть интеграции с популярными сервисами, так как студии обычно имеют собственные альтернативы. Поэтому при необходимости внедрения популярной CRM сайт придется немного доработать программно.

× Никто не застрахован от безвременной кончины

Если студия закроется или откажется от своей CMS, то движок перестанет обновляться.

Однако от этого не застрахованы и пользователи популярных движков. Хотя вероятность такого исхода у них ниже.

Самый простой способ не ошибиться в выборе движка

Ошибка многих владельцев бизнеса в гипервовлеченности. Если вы совсем не разбираетесь ни в программировании, ни в SEO, доверьте выбор тому, кто будет продвигать сайт. При этом очень желательно, чтобы разработкой и продвижением занимался один подрядчик либо подрядчики, которые работают в связке. Тот, кто сам не продвигает сайты, едва ли сможет предусмотреть все на этапе разработки, а работающая с конкретными CMS компания точно изучила все их возможности и наверняка сумеет применить их вам на пользу.

Если же вам напишут сайт в одном месте, а потом вы решите отнести его на продвижение в другую веб-студию, будьте готовы к непредвиденным расходам:

  • Придется платить за подключение дополнительных модулей или стороннюю разработку необходимых функций, чтобы, допустим, иметь возможность редактировать метатеги. Обычно эти траты для владельца бизнеса оказываются неожиданными.
  • Вам могут предложить перенести сайт на другую CMS, которая больше подходит для продвижения (или с которой ваш новый подрядчик лучше знаком). По стоимости это часто сопоставимо с разработкой нового сайта.
  • Мероприятия по продвижению будут менее эффективны, и потребуется их гораздо больше, чем если бы вы все сделали в одной компании. То есть опять траты.
  • Некоторые CMS имеют крайне неудобные инструменты для редактирования наполнения. Если вам «повезло» заиметь сайт на одной из них, придется привлекать разработчиков, даже чтобы поменять номер телефона на страницах.

Независимо от движка, который вы выберете, самый простой способ сэкономить — не ссориться с разработчиком. Даже самая популярная CMS не гарантирует того, что сайт не нужно будет дорабатывать при смене подрядчика. Поэтому бояться менее популярных студийных движков не стоит. К тому же внедрение доработок, например, на Canape CMS не станет проблемой для стороннего разработчика, так как код стандартизирован и имеется вся техническая документация.

Для руководителя не должно иметь значения, на какой CMS построен сайт, если он занимает верхние позиции в поисковой выдаче и приносит вам заявки. Выбор движка — задача SEO-подрядчика, от которого вы будете требовать конкретные KPI по продвижению. Навязывая свои предпочтения по CMS, вы усложняете работу специалистам и, скорее всего, увеличиваете собственные затраты на интернет-маркетинг.

С недавним релизом бесплатной версии Unreal Engine и анонсом бесплатного Source 2 у вас появилось ещё больше возможностей делать собственные игры. Но выбор движка, подходящего под ваши потребности и навыки – дело не самое простое. Давайте же пробежимся по лучшим образцам бесплатного (ну почти, о чем ниже) софта для новичков и профессионалов.

Помимо движков в данной подборке существует еще масса не очень известных, но, если сказать помягче, очень крутых движков второго эшелона. Как правило на сайте разработчика есть упоминание возможности лицензирования, но в очень сыром виде, тут придется связываться напрямую. У всех движков есть свои плюсы и минусы. Например, движок недавнего Dying Light, разрабатываемый Techland , хорошо подходит для игр с открытым миром, но у него проблемы с дальностью прорисовки.

Чтобы серьёзно углубиться в большинство этих программных средств, от вас потребуются как минимум базовые навыки программирования. Но в некоторых случаях можно будет обойтись даже без них и сразу взяться за дело.

На передовой технологий – CryENGINE

CryENGINE – это чрезвычайно мощный игровой движок, созданный компанией-разработчиком Crytek, впервые представленный в игре Far Cry. Он предназначен для разработки под PC и консоли, включая PlayStation 4 и Xbox One. Его графические возможности превосходят Unity и UDK, и время от времени стоят на шаг впереди Unreal Engine 4: новейшее освещение, реалистичная физика, продвинутые системы анимации и многое другое. Последней игрой на CryENGINE была Ryse: Son of Rome. По аналогии с UDK и UE4 в CryENGINE встроены мощные и интуитивные функции, касающиеся работы с дизайном уровней.

Продуктивное использование CryENGINE потребует определённого времени на его изучение, и у вас могут возникнуть затруднения при отсутствии опыта работы с другими движками. Если вам не нужна графика уровня Crysis 3 или Ryse: Son of Rome, стоит присмотреться к чему-то более дружелюбному к пользователю.

Ценовая модель CryENGINE несколько отличается от конкурентов. За использование движка . Он не полностью бесплатный, как UE4 или Unity 5, зато не требует выплаты роялти, так что $9,90 – это всё, что вам придётся платить Crytek. В зависимости от размера вашей студии и команды, отсутствие роялти может быть огромным преимуществом.

Начинающим – Stencyl или GameMaker

Если вы только начинаете делать игры и не имеете никакого опыта в программировании, вам лучше начать с простейших инструментов. Из таковых самые популярные и общепризнанные – это Stencyl и GameMaker. Оба просты в освоении новичками, и на их основе уже создано несколько качественных игр.

Stencyl позволяет делать игры без программирования. Интерфейс полностью основан на перетаскивании, игры можно выпускать на Windows, Mac, Linux, iOS, Android и Flash. Если вы когда-нибудь имели дело с чем-то вроде Scratch, вы сразу узнаете LEGO-подобный подход к построению кода посредством размещения блоков. Stencyl задуман для простого создания спрайтовых игр, поэтому чаще служит основой паззлам и сайд-скроллерам. Что-нибудь сложное сделать будет проблематично, так что если решили работать над RPG или стратегией, присмотритесь к другому софту. С помощью Stencyl на свет появилось несколько популярных игр, в том числе Impossible Pixel и Zuki’s Quest. Также в нём есть встроенное обучение, которое расскажет обо всём, что вам нужно знать.

GameMaker – другая бесплатная утилита для новичков, с помощью которой можно делать игры для Windows, Mac, iOS и Android. Как и в Stencyl, тут почти всё работает на перетаскивании, но есть ещё и хуки для многопользовательских игр, ссылки на внешние SDK, возможность покопаться в коде и многое другое. Бесплатная версия при экспорте накладывает водяные знаки, но, тем не менее, GameMaker отлично подходит для первого раза и содержит встроенное обучение основам. Тут нет такового жанрового ограничения, как в Stencyl, и можно найти отдельные руководства для разных типов игр. В GameMaker сделали оригинальную версию Spelunky и Hotline Miami.

Конечно, всё не ограничивается этими двумя вариантами. Buildbox – относительно новая утилита, доступная в течение пробного периода и предлагающая тренировочную программу для изучения её работы, а GameSalad – уже давно известная популярная платформа, правда на неё жалуются из-за багов и нестабильной работы. Construct стоит внимания, если хотите делать игры на HTML5. В каждом случае главная проблема в том, что придётся сдерживать свои дизайнерские идеи. Это софт для новичков, и вы просто сломаете его в попытке сделать что-то сложное. То есть, игры получатся забагованными и нерабочими, если вы попытаетесь выйти за рамки задуманной системы. И всё же, это превосходное место для старта и подходящий вариант при отсутствии опыта в программировании.

Программистам среднего уровня, нацеленным на 2D-игры – Cocos2D

Cocos2D – это программа с открытым исходным кодом для создания 2D-игр. Игры можно выпускать на Windows, Mac, Android, iOS, Windows Phone или на веб-платформе.

Большая часть того, что вы будете делать в Cocos2D – это работа с C++ (также есть поддержка Lua и JavaScript), так что вам нужно освоить этот язык программирования, прежде чем вообще браться за Cocos2D. Однако, при знании упомянутых языков, программа становится довольно простой в использовании. В ней есть полноценная IDE, и она совершенно бесплатна, без каких-либо условностей. Как понятно по названию, утилита предназначена для создания двумерных игр, так что и работает она лучше с простыми спрайтовыми играми, где 3D ни к чему. 2D-игры можно делать и на Unity (который мы рассмотрим чуть далее), но в Cocos2D вникнуть попроще, если вы только начинаете (и конечно, знаете C++).

На Cocos2D создано немало успешных игр различных жанров, включая увенчанную наградами Badland.

Разработчикам, нацеленным на мобильные платформы – Unreal Engine или Unity

Если вы заинтересованы в сложных, трёхмерных играх, два наиболее популярных инструмента для их создания – это Unreal Engine и Unity. У обоих есть свои сильные и слабые стороны и разные моменты в лицензионных соглашениях, с которыми стоит ознакомиться перед принятием окончательного решения.

Unity позволяет вам делать трёхмерные и двумерные игры практически для любой платформы, включая Windows, Mac, Xbox, Playstation, Android, iOS и не только. Он поддерживает игровые ресурсы, созданные в 3ds Max, Maya, Softimage, Cinema 4D, Blender и другом софте. Unity использует C#, наряду с собственным языком программирования, так что не помешает для начала хорошенько их изучить. Если сравнивать Unity и Unreal, первый, пожалуй, попроще в освоении. У него есть богатый набор готовых поведений и встроенная библиотека игровых ресурсов, в которой довольно просто за ними следить. Во время работы над этим текстом я общался с несколькими разработчиками, и они думают, что Unity – лучший движок для первых проектов, потому что его проще понять и изучить, чем Unreal. Если вы уже сделали игру, скажем, на GameMaker, то сразу разберётесь, что к чему в Unity. Ещё Unity поддерживает альтернативные модели оплаты прямо в движке, включая несколько free-to-play моделей монетизации.

Функционал бесплатной персональной версии уже достаточно богат для вашего первого проекта. Создав игру на бесплатной версии, вам не нужно платить лицензионные отчисления или роялти, но тут есть некоторые оговорки, а именно – вы не сможете получить больше $100000 спонсирования /прибыли. В помощь начинающим разработчикам по Unity написано множество обучающих статей. Популярные игры на этом движке: Alto’s Adventure, Gone Home и находящаяся в разработке .

Unreal Engine 4 использует C++, так что при должном знании этого языка можно остановить свой выбор на нём, впрочем, игры можно будет создавать и не углубляясь в сам язык. Игры, сделанные на Unreal, Engine можно выпускать на PC, Mac, iOS, Android, Xbox One и Playstation 4. В Unreal в движок встроено практически всё, что вам понадобится, включая 3D-моделирование и работу с ландшафтом. Из-за столь богатого наполнения, освоить Unreal Engine 4 сложнее других инструментов разработки, и даже при хорошем знании C++ вам стоит приготовиться к изучению множества новых вещей. Зато вы сможете создавать по-настоящему впечатляющие игры. О тонкостях устройства Unreal можно узнать больше с помощью реверс-инжиниринга, но всё же без предварительного опыта разобраться с ним будет нелегко. Unreal Engine 4 – относительно новый движок, но на нём уже вышли такие игры, как Daylight и Tekken 7.

Для использования Unreal Engine 4, вам нужно дать согласие на выплату роялти, если ваша игра будет продаваться. После начала продаж игры или приложения вы платите за квартал. Может показаться, что это слишком большие деньги, но с учётом прибыли, которую будет приносить игра, это не так уж много.

Также стоит присмотреться к движку Source 2 от Valve, который в этом году тоже должен стать бесплатным.

Обновлено 01.10.15: В августе на GDC . Stingray работает на ядре технологии Bitsquid и основан на 64-разрядной архитектуре. Stingray был разработан, чтобы быть очень гибким и работать с всеми популярными платформами, от мобильных до виртуальной реальности. Технологии модульной структуры и управляемых данных означают, что разработчикам гораздо проще вносить изменения и можно сразу увидеть результаты сразу на нескольких подключенных устройствах, без повторной компиляции. Плюс к этому возможен быстрый перенос объектов между продуктами Autodesk. Прорыва с автоматизацией разработки пока не случилось. Если вы уже используете Unity или Unreal, то переходить не стоит, выигрыш пока не очень заметен. Позже мы расскажем подробней.

Король разработки – Source 2

На GDC 2015 Valve сделала несколько громких анонсов, и самым главным для игрового сообщества из них, наверное, был анонс Source 2. Это преемник движка Source, использовавшегося в Counter-Strike: Source, Half-Life 2 и множестве других игр. Разработчики уже несколько лет с нетерпением ждали движка следующего поколения в арсенале Valve. На пресс-конференции Джей Стелли (Jay Stelly) из Valve сказал: « для разработчиков контента. Наряду с анонсами Epic и Unity это поможет PC оставаться доминирующей платформой создания контента». Очевидно, Valve решила присоединиться к гонке движков вместе с Epic и Unity, предложив разработчикам больше вариантов на выбор. Однако, пока не совсем ясно, что значит «бесплатно для разработчиков контента»: речь о любых зарекомендовавших себя разработчиках или это какая-то особенная категория?

О дате релиза конкретной информации нет, известно лишь, что Source 2 выйдет в ближайшем будущем. Джей Стелли также заявил: «Мы нацелены на повышение продуктивности авторов контента. Учитывая, насколько важным становится пользовательский контент, Source 2 предназначен не только для профессионалов, он позволяет и самим игрокам принимать участие в разработке своих любимых игр». По этим словам можно предположить, что Source 2 будет доступен не только профессиональным студиям, но и любителям и моддерам, что сделали многие игры Valve такими популярными.

Мы обратились к Valve за дополнительной информацией, и эта статья будет дополнена, когда о новом движке будет известно больше. Но уже сейчас можно сказать наверняка, что Source 2 станет серьёзным конкурентом тяжеловесам в лице Unity и Unreal Engine 4, ведь, по словам Джелли, он тоже будет бесплатным.

Писателям – Twine/RPG Maker/AXMA

Не все мы эксперты в программировании, и даже Stencyl многим может показаться сложноватым. Если вы рассматриваете себя больше как рассказчика историй, у вас на выбор есть два прекрасных варианта: Twine и RPG Maker.

Для создания интерактивных нелинейных историй. Проще говоря, можно сделать игру в жанре «выбери своё приключение». Утилита невероятно проста в использовании. Вы соединяете сюжетные отрезки с помощью различных переходов, примерно как в диаграммах связей. Каждый доступный игроку выбор ведёт к новому тексту. Когда закончите, можете сразу разместить результат на сайте. Всё вполне понятно, но если где-то застряли или хотите добавить что-нибудь ещё, вам поможет руководство для начинающих. Популярные игры, созданные в Twine: A Kiss и Cry$tal Warrior Ke$ha.

Если Twine кажется вам чересчур старомодным, попробуйте RPG Maker. В бесплатной версии меньше возможностей, чем в платных альтернативах, но и она на многое способна. В изучении система проста: графика перетаскивается, диалоги добавляются в один клик. Чтобы сделать что-нибудь поинтереснее обычной RPG, придётся мыслить нестандартно, но примеры в лице тепло принятых публикой To the Moon и LISA дают понять, что это возможно. Вы можете пользоваться бесплатной музыкой и изображениями, так что даже рисовать уметь не нужно. Встроенное обучение, опять же, поможет вам в создании первой игры. Популярные игры на RPGMaker: Clock of Atonement и One Night. У Twine существует отечественный аналог AXMA Story Maker к которому также стоит присмотреться.

Бесплатный софт для игровых ресурсов

Конечно же, игра – это не только движок. Вам понадобятся всевозможные игровые ресурсы, в том числе изображения и звуки. Несколько опрошенных мной инди-разработчиков поделились полезными ссылками:

Tiled – простой редактор карт для Cocos2D, Unity и других инструментов.

OpenGamesArt – бесплатные изображения и графические заглушки.

Free Music Archive – бесплатная музыка с лицензиями Creative Commons.

FreeSound – коллекция бесплатных звуковых эффектов.

Всё это поможет вам делать игры без особых затрат. Разумеется, придётся вкладывать в них своё время, кровь, пот и слёзы, но, по крайней мере, ваш кошелёк не попадёт под удар.

Говоря о потенциале создания сайта на бесплатной CMS, мы подразумеваем, что у вас уже есть под это дело купленный хостинг и домен. В противном случае, затея окажется бесперспективной. Стоимость хостинга и домена - объём вложений, который принимаем за константу и не обсуждаем. Этот вариант примем за нулевую точку отсчёта создания сайта на бесплатных CMS.

Если у вас пока нет хостинга, можем порекомендовать веб-хостинг AdminVPS - минимальная цена в 69 руб/мес (тариф "Промо") будет выгодным предложением для старта. WordPress, Joomla и Drupal устанавливаются на хостинг за 2 минуты прямо из панели ISPmanager. Если есть желание потренироваться вообще без вложений, попробовать создавать сайты, то лучше это делать на бесплатных конструкторах сайтов - там песочницы намного удобнее для новичков.

В качестве примеров мы выбрали наиболее популярные бесплатные CMS - WordPress, Joomla и Drupal. Это самые лучшие платформы, и новички при входе в сферу сайтостроения выбирают именно из этих движков. Мы провели сравнение возможностей по созданию сайтов в этих системах. На что можно рассчитывать, вложившись лишь в хостинг и домен? Есть ли вообще смысл дёргаться, не имея бюджета и опыта? До чего получится дойти, полагаясь лишь на свои силы и бесплатные дополнения?

WordPress - самая массовая бесплатная CMS в мире, идеально для новичков

WordPress - известный блоговый движок, распространяется бесплатно. Не требователен к ресурсам хостинга при использовании небольшого количества плагинов. В стоковом варианте функциональность ниже среднего - только блоги да сайты-визитки можно создать на приемлемом уровне. По умолчанию нуждается в SEO-плагинах - и, таковых немало бесплатных. Шаблонов предостаточно - прямо в панели управления сайтов есть раздел с тысячами экземпляров разного уровня качества и назначения. Сложность освоения относительно низкая, поэтому можно обойтись своими силами, опираясь на гайды и видео-уроки, не прибегая к платным услугам специалистов.

Возможности WordPress при бесплатном использовании:

  1. Общая функциональность: 54 тыс. бесплатных плагинов, среди которых есть те, что помогут создать магазин, собрать лендинг, настроить SEO и безопасность, ввести кучу мелких удобств и оптимизаций, которых так не хватает в сборке движка по умолчанию.
  2. на официальном сайте, в панели управления и магазинах шаблонов полно бесплатных версий макетов - другое дело, что их Pro-версии с продвинутыми настройками частенько бывают платными, поэтому далеко не каждый топовый шаблон получится отхватить в максимальной комплектации и без денег.
  3. Продвижение: по умолчанию возможности движка не блещут инструментами для SEO-оптимизации, поэтому установка плагинов этого направления крайне желательна (например, YOAST или Jetpack) - это решит большинство врождённых проблем системы, хотя, опять же, Pro-версии некоторых плагинов могут стоить денег.
  4. Техподдержка: никаких гарантий на opensource программное обеспечение не бывает, поэтому в случае возникновения проблем нужно идти на форумы и спрашивать, смотреть видео, читать FAQ либо оплачивать услуги спецов по их решению.

Ограничения бесплатной модели использования WP:

  • Вы не сможете использовать некоторые шаблоны с продвинутыми настройками кастомизации, потому что эти их версии нередко оказываются платными, при этом, придётся лезть в код для радикального изменения внешнего вида (нужны знания PHP), что для новичков нереально сложно;
  • Некоторые полезные плагины в бесплатной версии обладают ограниченной функциональностью (например, магазинный WooCommerce), поэтому придётся выискивать более-менее приличные бесплатные аналоги, которые не всегда существуют - зависит от решаемой задачи;
  • Новички при использовании WP могут столкнуться с задачами, которые невозможно решить при их уровне знаний, поэтому придётся либо обращаться к специалисту и платить, либо искать выход другими способами - изучение не всегда простых гайдов, повышение собственной квалификации и т. д.

Итого, в среде использования WordPress достаточно подводных камней, которые могут вынудить перейти от бесплатной модели использования ко платной в той или иной форме. В целом, на платформе вполне реально создать и развивать без денег нормальный блог , визитку либо лендинг , но с более крупными сайтами вроде интернет-магазина с большой долей вероятности возникнут проблемы. Не имея знаний в кодинге и понимания нюансов работы движка, вы не сможете переработать дизайн в достаточной степени, подключить и настроить некоторые плагины, оптимизировать безопасность и SEO на должном уровне. В общем, ограничения WP упираются в навык и качество используемых бесплатных расширений.

Joomla - более гибкий и продвинутый из "коробки" бесплатный движок

Joomla - номер 2 в табеле о рангах в среде бесплатных CMS, что обуславливает развитую экосистему, наличие большого количества расширений хорошего качества и обучающих материалов. Бонус в том, для редактирования шаблонов и многих расширений окажется достаточно владения HTML/CSS - самых простых дисциплин в кодинге. Их изучение несложное и даст новичку приличную фору при создании проекта на бесплатной основе, а также избавит от необходимости платного обращения к специалистам в спорных ситуациях. Из коробки движок побогаче настройками и возможностями относительно WP, дополнительные фишки приходят с установкой шаблонов (в них почти всегда защиты модули) и других типов расширений.

Возможности Joomla при бесплатном использовании:

  1. Общая функциональность: движок из коробки хорошо приспособлен для создания типов сайтов, в которых используются личные кабинеты пользователей (соцсеть, доска объявлений, корпоративный сайт или магазин) - для решения этих задач существует масса бесплатных и довольно качественных расширений.
  2. Редактирование дизайна и шаблоны: в системе нет встроенного магазина шаблонов, поэтому их нужно качать и устанавливать отдельно - рекомендуем использовать приличные каталоги, иначе рискуете вместе с шаблоном привести на сайт кучу вредоносного хлама.
  3. Продвижение: из коробки внутри имеется немало настроек по SEO-оптимизации, для простых типов сайтов можно даже без дополнительных расширений обойтись, ничего особо не теряя.
  4. Техподдержка: сообщество пользователей и многочисленные обучающие материалы - вот на что стоит опираться, а централизованной поддержки пользователей от разработчиков здесь нет, как и в любой другой опенсорсной системе.

Ограничения бесплатной модели использования Joomla:

  • Самый большой соблазн для новичка - скачать и установить премиум-шаблон с какого-нибудь «левого» сайта. Этого делать не следует, если уж понравилась топовая тема и на другие смотреть не хочется - лучше купите, получив гарантию чистоты кода и отсутствия проблем;
  • То же касается и расширений - здесь нет встроенного маркетплейса, поэтому, скачивая бесплатно премиум-плагины с непонятных сайтов, вы получаете шанс положить себе сайт или занести вирусы. Лучше взять версию с ограниченной функциональностью с официального сайта, чем искать бесплатный сыр. Joomla не отличается устойчивостью к ошибкам в коде - вследствие конфликтов после установки таких вещей вполне можно получить нерабочую панель управления или непонятные глюки на страницах сайта.
  • Если не собираетесь покупать добротный шаблон, то придётся научиться кодить, поскольку бесплатные шаблоны часто бедны на настройки кастомизации. Либо же используйте как есть, практически ничего не меняя в дизайне.

Итого, Joomla неплохо адаптирована для создания магазинов, корпоративных сайтов , форумов и обычных визиток. Ограничения бесплатного подхода не особо вас напрягут, если проект несложный технически. Особенно если владеете HTML/CSS. Движок чувствителен к установке конфликтных расширений, поэтому не рекомендуем экспериментировать с кустарными и скачанными из ненадёжных источников плагинами. Здесь многое можно сделать самостоятельно, не прибегая ко платной помощи - код несложный, гайдов полно. Кстати, для создания бесплатного магазина Джумла подходит больше, чем Вордпресс - это основной её козырь при выборе.

Drupal - бесплатный CMS движок для профи, крупных и структурно сложных сайтов

Drupal - невероятно мощный и сложный для изучения новичками движок - подходит не для всех. В его случае основной статьей расходов может стать оплата услуг специалистов. А они берут дороже, чем знатоки WP и Joomla, потому что квалификация и сложность задач здесь повыше. Да и сообщество далеко не такое обширное. С нуля выбирать данную CMS - нонсенс, к ней приходят после досконального изучения вышеописанных систем. Опыт программирования и понимание принципов работы движка обязательны для эффективной работы, иначе уйдут огромные бюджеты на оплату наёмных спецов. Подходит для создания сложных сайтов - порталов, магазинов, корпоративных и каких-то эксклюзивных, специфических задач.

Возможности Drupal при бесплатном использовании:

  1. Общая функциональность: из коробки система имеет минимум возможностей, остальное приходит с установкой модулей, причём, многие из них идут связками - для реализации какой-то функции нужно установить в определённой последовательности 3-4 расширения, поэтому здесь нужно понимать алгоритмы работы сетов из модулей, а скачать их можно из официального каталога.
  2. Редактирование дизайна и шаблоны: на официальном сайте выложено более 2000 шаблонов, каждый из которых имеет дополнительные настройки внешнего вида, но для глубокой кастомаизации придётся прибегнуть к кодингу.
  3. Продвижение: из коробки вы получите довольно слабый набор из неудобных SEO-инструментов, поэтому желательно установить профильные модули вроде CTool, Metatag и прочих - это позволит побороть многие проблемы, включая создание дублей, основную болячку движка.
  4. Техподдержка: со всеми вопросами нужно идти к сообществу и обучающим материалам, никаких гарантий от разработчиков бесплатного движка ждать не приходится.

Ограничения бесплатной модели использования Drupal:

  • Для Drupal существуют готовые сборки - конфигурации движка под определённые задачи, но ими лучше не пользоваться, поскольку, несмотря на удобство, их поддержка быстро прекращается, и ваш сайт неизбежно начнёт технически отставать от основной ветки развития системы;
  • Не стоит качать расширения откуда попало, даже если они выглядят очень ценными - старайтесь обходиться бесплатными версиями с официального сайта;
  • Бесплатные шаблоны здесь, как правило, простенькие;
  • Движок прожорлив к хостингу и сложен в администрировании, поэтому старайтесь обходиться только необходимыми модулями, иначе, скорее всего, возникнут сложности и придётся выделять бюджет на оплату услуг специалиста, способного разгрести завалы.

Итого, в случае с Drupal ограничения упираются в среднее качество бесплатных шаблонов и навык пользователя. Недостаток знаний либо чрезмерное усложнение сайта модулями могут привести к необходимости платить. Движок имеет смысл использовать для создания больших сайтов , структурно/контентно сложных - вроде магазинов, информационных порталов и прочего. Магазин шаблонов и модулей здесь достаточно богат, но явно уступает ассортиментом WordPress и Joomla, особенно по части шаблонов. Drupal - для профессионалов, они смогут пользоваться им без денег, а вот новички - вряд ли.

Ограничения бесплатного использования CMS упираются в ассортимент плагинов/шаблонов, компетентность пользователя и сложность стоящей перед ним задачи. Понятно, что большой проект потребует большего количества расширений и профессионализма исполнителя. Всё, чего не хватит, придётся искать, доустанавливать и оплачивать - шаблоны, модули или услуги.

На WordPress и Joomla без проблем можно поддерживать жизнь среднего сайта без вложений при умеренном навыке. О Drupal такого не скажешь - здесь нужны навыки уверенного в себе разработчика сайтов, иначе ни о какой бесплатности речи быть не может.

Если перед вами не стоит задача научиться быть программистом, верстальщиком или профессионалом в сфере сайтостроения, а просто нужен хороший современный сайт с минимум телодвижений/денег/времени для продвижения своего бизнеса/услуг в Интернете, заработка на рекламе/партнерках – используйте онлайн конструкторы сайтов , которые уже идут в комплекте с хостингом, доменом и CMS с интуитивным интерфейсом адаптированным для новичков.




Top