Которые разрабатывают интернет ресурсы на. Адресация ресурсов internet. Основные применяемые термины Всемирной паутины

Термин “Интернет-ресурс” исторически закрепился за комплексами страниц - сайтами, порталами. В общем виде образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: программы для школьников, вузовские разработки, научные работы. Все эти информационные продукты разработчики и составители сайтов представляют в разных формах.

В первую очередь, это библиотеки и тематические подборки материалов. Они содержат учебники, лекции, методические разработки, статьи и другие полезные труды.

Во-вторых, широко распространены онлайновые (действующие при подключении к Интернету) обучающие программы. Такие программы, как правило, существуют в виде тестов (по различным темам и уровням сложности).

Третья категория образовательных ресурсов - программы, которые после установки на Ваш компьютер во многом облегчают жизнь. Они способны заменить не только карандаш, линейку и калькулятор, но и выдать готовые алгоритмы и решения практически для любой задачи. Таких программ великое множество и они отличаются как по обширности выполняемых функций, так и по качеству, размеру и цене. В Интернете распространяется масса бесплатных и условно бесплатных программ, их можно «скачать» и использовать на определенных условиях (например, существует лимит по времени использования), или без всяких ограничений. Полезная программа может выполнять ограниченное количество функций: к примеру, только лишь рисовать графики или содержать таблицу Менделеева, или быть огромным консультантом-справочником по нескольким дисциплинам.

Общепринятая классификация образовательных ресурсов на сегодня еще не сложилась. Например, в обзоре Н.Н.Соболевой и др. полезные для школ ресурсы, разбиты на следующие разделы:

информационные тематические ресурсы;

официальные ресурсы;

проекты дистанционного обучения;

online издания;

обмен опытом и общение учителей, школьников

Возможен и другой подход к классификации, например, по характеру хранимой информации и способу ее представления и использования:

библиотеки и архивы текстов и программ,

каталоги и коллекции ссылок,

визитки, витрины…

справочники и базы данных,

тестовые системы;

телеконференции и форумы,

демонстрационные и интерактивные модели

Рассмотрим типичные примеры образовательных ресурсов и особенности их использования.

Одной из самых популярных технологий Интернета является веб-сайт, вбирающий в себя множественность представления информации: текст, графика, анимация, звук, текстовые и графические гиперссылки, интерактивные компоненты. Среди огромного числа сайтов можно выделить те, которые могут быть интересны сфере образования. К ним относятся: образовательные порталы, электронные учебники, веб-квесты, сайты образовательных учреждений (школы, вузы, ИПКиПРО и т.д.) и сайты учреждений, интересных для образования (банки, предприятия, медицина, научные лаборатории и т.д.)

На школьном веб-сайте ученики имеют виртуальные классы, дневники, портфель, парты, предметы; родители имеют дневник ученика, консультации специалистов, домашние задания, родительские собрания; учителя имеют методическую базу материалов, размещают информацию для учеников и родителей; администрация оперативно информирует, диагностирует, имеет статистику. Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу школьного сайта, который должен выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы. Учителя могут проводить на веб-сайте своей школы собственные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания школьников, пользоваться информационными базами педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского, библиотек конгресса США, Лондонского университета, МГУ, отечественных и зарубежных архивов, ведущих музеев мира. Учителя имеют возможность использовать существующие в сети инициативы и в рамках этих инициатив организовать работу учащихся в разнообразных сетевых проектах, а могут и проявить собственную инициативу и организовать уникальный телекоммуникационный проект.

Веб-страница - составная часть веб-сайта. Может содержать текст, изображения, гипертекстовые ссылки на другие страницы или на другие сервера. Физически представляет собой файл, который и является по своей сути самым важным понятием Интернет-ресурса, т.к. в конечном итоге именно отдельные файлы представляют интерес для пользователя Интернетом, а все остальные понятия ресурсов являются объединением различных файлов в комплекс. Разнообразие файлов велико (не только веб-страницы): любой из них может быть ресурсом Интернета, который при желании пользователя можно сохранить на жестком диске компьютера. Это программы, текстовые и графические файлы, различные мультимедиа файлы, скомпилированные HTML-файлы, таблицы, архивы, приложения и т.д.

Образовательный веб-квест - страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены большим числом гиперссылок со страницами из других сайтов во Всемирной паутине. Например, страница по курсу астрономии может иметь ссылки на серверы реально действующих обсерваторий, библиотек НИИ, космических организаций. От тщательного подбора ссылок зависит эффективность работы учащихся, экономия их времени на поиск в сети нужной информации. Учащийся самостоятельно выбирает, какие материалы ему просматривать подробно, а какие нет. Ресурсы отечественного Интернета уже достаточно развиты, чтобы служить средством для создания образовательных веб-квестов. Одним из известных российских квестов является сайт «Защитим Байкал», разработанный учителями и учениками гимназии из Ангарска. Веб-квест предполагает работу группы экспертов по определенной схеме, которая предполагает анализ большого числа источников информации, список которых приведен на отдельной веб-странице сайта.

Слово «портал» пришло в Интернет из архитектуры в значении «главный вход». Имеется в виду сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера.

Портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей. Основная идея существования портала заключается в том, что, создав некую критическую массу сервисов, можно набрать такое количество пользователей, которое будет «самопополняющимся», после чего посещаемость портала растет практически без дополнительных затрат на рекламу.

Образовательный портал - сайт, который содержит большую коллекцию структурированных ссылок на образовательные ресурсы Интернета, собственные образовательные страницы. Портал является как бы «главным входом» в образовательное пространство сети. На сегодня уже работает федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), портал «Гуманитарные науки» (http://www.auditorium.ru/), естественно-научный образовательный портал (http://en.edu.ru/), портал информационной поддержки единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/).

Электронные библиотеки - современные сложные информационные системы - рассматриваются как размещенные на разных компьютерах распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Впрочем, сейчас существует огромное множество проектов, пытающихся дать возможность бесплатного доступа к различным изданиям в электронном формате, в том числе и к учебно-методическим пособиям. На современном этапе развития Интернета электронные библиотеки представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям передачи данных. Бурное развитие Интернета и мультимедийных технологий в последние годы привели к возникновению методик создания электронных информационных коллекций и стали технической основой библиотек будущего. Среди популярных электронных библиотек можно назвать «Библиотеку Мошкова» (http://lib.ru), «Сетевую библиотеку «Сиди и читай» (http://lib.km.ru), «Открытую русскую электронную библиотеку (OREL)» (http://orel.rsl.ru). Лаборатория удаленного доступа - подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.

Необходимо также рассмотреть подробнее категорию информационных образовательных ресурсов - онлайновые образовательные программы.

Из профессиональных российских разработчиков можно отметить компанию «ФИЗИКОН» (http://www.physicon.ru), занятую разработкой учебных мультимедийных компьютерных программ в области естественных наук (математика, физика, астрономия, химия, экономика, биология и других).

Популярные системы тестирования знаний в различных областях реализованы на многих образовательных серверах. К примеру, сайт «Тестирование. Профессиональная оценка ваших знаний» (http://tests.specialist.ru) дает возможность оценки знаний в области информационных технологий. Из 33 предлагаемых тестов наибольший интерес вызывают «Базовая компьютерная подготовка» (Windows, MS Office), «Интернет технологии» (Internet, HTML, Flash, web-mastering), «Компьютерная графика» (Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, 3D Max, QuarkXPress), «Администрирование компьютерных систем и сетей» (Windows, Unix), «Программирование» (C, C++, Delphi.), «Базы данных» (Oracle, Access), «Офисные специальности» (Офис-менеджер, секретарь-референт), «Бухгалтерский учет» (1С:Бухгалтерия 7.7), «Управление проектами» (Microsoft Project).

Другой популярный сайт «Экзамены On-line» (http://www.examen.ru) предлагает бесплатно пройти экзамены (более 40) и тесты (более 50) по многим дисциплинам. Здесь же большая подборка рефератов, учебников, справочных пособий, которые сформированы в разделы: «Науки о человеке» (анатомия и физиология человека, экология, психология, антропология, медицина), «Естественные науки» (химия, зоология, ботаника, общая биология, астрономия, география, генетика и селекция, физика, палеонтология), «Общественные и исторические науки» (археология, социология, философия, экономика, история), «Искусство, культура и религия» (архитектура, литература). Представленные на сервере экзамены могут оказаться весьма полезными. Например, «Экзамен ГАИ», «Международные экзамены по английскому языку», «Сертификационные экзамены Microsoft», «Школьные экзамены».

Образовательный сайт «Anri education systems» (http://www.anriintern.com) содержит огромное количество курсов, лекций и полезных материалов не только для школьников и студентов. На сайте предлагается не только протестировать имеющиеся знания, но и приобрести дополнительные. Для этого предлагаются разные по тематике курсы, например, курс «Европейского страноведения».

«Бизнес-курс» из 50 уроков содержит информацию о практических шагах, которые следует предпринять, начиная собственное дело, и требованиях, которыми следует руководствоваться.

Курсы «По программированию, разработке и эксплуатации компьютеров» разбиты на несколько тематических разделов. Учебник дает возможность самостоятельного написания программ и ознакомления с основными алгоритмами и приемами программирования. На сайте «Anri education systems» большая подборка курсов для самообразования. Например, для изучающих английский разработаны следующие проекты: «Английский язык в пословицах и поговорках», «Сленг, афоризмы и разговорная речь в английском языке», «Английский язык через британские легенды, мифы и сказки», «Английский язык через чтение классиков», «Модальные глаголы», «Идиомы», «Учим английский язык шутя». Открыты для изучения курсы по немецкому, французскому, испанскому, чешскому, китайскому и русскому языкам.

По другим дисциплинам разработаны курсы: «Основы экологии», «Исторические курсы», «Географические курсы», «Маркетинг. Бизнес в сетях», «Экономика», «Методика заключения договоров», «Слепой метод печати на клавиатуре».

Следует также отметить библиотечные ресурсы, электронные архивы по всем отраслям знаний и искусств, электронные средства массовой информации и т.п., играющие базовую роль первоисточников, имеющие, впрочем, весьма сложные и разветвленные организационные и продукционные структуры. Ученики в Интернете ведут поиск необходимой информации в информационных базах данных для решения учебной задачи, знакомятся с разными точками зрения на изучаемую проблему, принимают участие в различных национальных и международных сетевых инициативах (олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектах), ведут переписку со сверстниками на родном и иностранном языках, участвуют в отечественных и международных чат-сессиях, видео-, аудио-, телеконференциях по различным вопросам, публикуют в Интернете свои творческие и журналистские работы (сочинения, рисунки, изображения поделок, статьи, фотографии и прочее), обучаются на дистанционных курсах по учебным предметам, принимают участие в тестировании, проводимом вузами. А также сами создают информационные и образовательные веб-ресурсы.

Весь процесс создания сайта можно разбить на четыре этапа:

    Создание технического задания на разработку сайта, подготовка идеи и структуры сайта.

    Создание дизайна будущего сайта относительно выбраной структуры.

    Адаптация и настройка технической части (ImageCMS).

Адаптация общего вида сайта, вывода информационных разделов и технических модулей.

Настройка администраторской части для удобного управления информацией конкретного сайта, создание всех необходимых информационных разделов, а также технических модулей.

    Подготовка материалов иинформационное наполнение сайта .

Подготовка материалов - это подборка материалов, которые будут размещены на сайте, анализ существующих и адаптация для правильного отображения в интернете.

Информационное наполнение сайта - это все основные тексты, а также изображения сайта. Для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность сайта, информационные материалы должны содержать все основные ответы на возможные вопросы пользователей.

336 Типовое проектирование экономической информационной системы (эис). Основные понятия и классификация методов типового проектирования.

Типовое проектирование выполняется на основе опыта, по­лученного при разработке индивидуальных проектов. Типовые проекты как обобщение опыта для некоторых групп организаци­онно-экономических систем или видов работ в каждом конкрет­ном случае связаны со множеством специфических особенностей и различаются по степени охвата функций управления, выполняе­мым работам и разрабатываемой проектной документации.

Методы типового проектирования ЭИС предполагают созда­ние системы из готовых покупных типовых элементов (типовых проектных решений). Для этого проектируемая ЭИС должна быть декомпозируема на множество составляющих компонентов (под­систем, комплексов задач, программных модулей и т.д.), для ко­торых подбираются и закупаются имеющиеся на рынке типовые проектные решения. Далее закупленные типовые элементы, как правило, включающие программные продукты, настраиваются на особенности конкретного предприятия или дорабатываются в соответствии с требованиями проблемной области.

Под типовым проектным решением будем понимать представленное в виде проектной документации, включая про­граммные модули, проектное решение, пригодное к многократ­ному использованию. Ти­повые проектные решения также называют тиражируемыми про­дуктами.

В зависимости от уровня декомпозиции системы различают элементный, подсистемный и объектный методы типового проектирования.

При элементном методе типового проектирования ЭИС в качестве типового элемента системы используется типовое реше­ние по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (ин­формационному, программному, техническому, математичес­кому, организационному). Достоинство - применение модульного подхода к проектированию и документированию ЭИС. Недостатки - большие затра­ты времени на сопряжение разнородных элементов, плохая адаптивность элементов к особенностям предприятия.

При использовании подсистемного метода в качестве элементов типизации выступают от­дельные подсистемы, которые обеспечивают функциональную полноту, минимизацию внешних информационных связей, па­раметрическую настраиваемость, альтернативность схем в пре­делах значений входных параметров. При этом достигается бо­лее высокая степень интеграции типовых элементов ЭИС.

При объектном методе в ка­честве типового элемента используется типовой проект для объек­тов управления определенной отрасли, который включает пол­ный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ЭИС. Несомненное преимущество объектного метода заключается в комплексируемости всех компонентов за счет методологическо­го единства и информационной, программной и технической со­вместимости компонентов.

Виды Интернет-ресурсов

Основной целью изучения любого предмета в средней школе является формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения сеть Интернет не имеет смысла, так как это международное многонациональное, культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно. Включаясь в общение по сети на уроке, мы создаем модель реального общения.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям большое многообразие информации и ресурсов. Базовый набор Интернет-услуг включает в себя:

электронную почту (e-mail);

телеконференции (usenet);

видеоконференции;

возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

доступ к информационным ресурсам:

справочные каталоги (Yahoo, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

разговор в сети (Chat).

В связи с тем, что современные преобразования в казахстанском образовании происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий и расширения информационного пространства средствами Интернет, любой из этих ресурсов может быть активно использован на уроке, как гуманитарного цикла, так и естественно-математического цикла.

Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Изменения в структуре и содержании общего и среднего образования (ЕНТ, профильная школа, различные виды тестирования) привели учителей к активному использованию компьютера на уроке не только старшего звена, но и на уроках в среднем и младшем звене, где тема по изучению Интернета не запланирована.

Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями: меняется собственная позиция учителя (я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).

Самым распространенным на уроках в школе Интернет-ресурсом является сайт. Сайты удобны в использовании и широко применяются всеми учителями, имеющими доступ к Интернет в кабинете. На поисковых сайтах много ссылок на образовательные сайты по различным предметам: математике, биологии, географии, химии, физике, информатике, русскому языку и литературе, для начального образования. Здесь можно найти интересные разработки уроков в текстовом формате, в форме презентаций, в форме флипчартов, которые можно применить при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию.

Приведем примерную классификацию сайтов. На практике очень часто сайты бывают комбинированные. Классификация сайтов, нужна для понимания того, какой тип сайта нужен конкретно Вам, исходя из определенных целей и задач (рисунок 1.1). Остановимся подробнее на тех видах сайтов, которые чаще всего используются в образовательном процессе исследовательской работы.

Информационные ресурсы

Тематические сайты

Данный тип интернет сайтов характеризуется тем, что содержит информацию по какой-либо конкретной тематике. Сюда же можно отнести интернет-энциклопедии. Объем такого сайта может быть от 10 страниц и более. Чем больше, тем лучше. Формат материалов может быть любой: простой текст, видео, аудио подкасты и прочее.

Особенность тематического сайта заключается в том, что содержащиеся на сайте бесплатные материалы, находятся в открытом доступе и дают посетителю информацию по какому-либо вопросу. Например, если тематический сайт содержит информацию о домашних растениях, то на нем должна быть опубликована информация об уходе за ними, поливу, пересадке, удобрениям и т.д.

Интернет-порталы

Порталы - это тип сайтов, содержащих большое количество разнообразной информации. Как правило, порталы схожи по структуре с тематическими сайтами, но имеют более развитый функционал и большее количество сервисов и разделов. Также на порталах часто бывают разделы для общения пользователей: чаты, блоги и форумы.

Блог (blog - сетевой дневник) - это тип сайтов, на которых владелец или редактор блога пишет посты со своими новостями, идеями или другой постоянно поступающей информацией. Отличительной особенностью блогов является актуальность публикуемой информации.

Блоги пришли на смену личным страничкам пользователей в интернете. Это своего рода виртуальный дневник, который размещается на специальном ресурсе, предоставляющем возможности добавления записей, комментирования, составление списка друзей, закладок понравившихся сайтов и т.д.

Каталоги сайтов

Это вид сайтов, основным содержимым которых являются структурированные ссылки на другие сайты, а также их краткие описания. Как правило сайты группируются по определённым тематикам или имеют узкотематическая направленность (так называемые тематические каталоги) Каталоги сайтов бывают модерируемые и немодерируемые. Немодерируемый каталог (FFA) - это каталог, в который любой желающий может разместить ссылку на свой сайт без проверки со стороны модератора каталога. В модерируемых каталогах модератор следит за тематичностью и качеством размещаемых в каталоге сайтов и может отказать помощь в размещении, руководствуясь определенным правилам каталога.

Рисунок 1.1. Основные виды сайтов

Веб-сервисы

Поисковые системы

Поисковая система - это специальный вид сайта, с помощью которого посетитель может найти интересующую его информацию, введя в специальное поле запрос и получив на него список сайтов, соответствующих запросу. Именно такими сайтами чаще всего пользуются и ученики и педагоги, если не знают где найти интересующую их информацию. В поле ввода нужно ввести слово или фразу, которая должна содержаться в документе. Чаще всего в это поле вводится тема искомого файла.

Почтовые сервисы

Этот тип сайтов предоставляет интерфейс для работы с электронной почтой. Почтовые сайты - это сайты, с помощью которых можно создать (обычно бесплатно) свой почтовый ящик и управлять им.

Интернет-форумы

На сайтах этого вида пользователи могут создавать темы для обсуждения, а затем комментировать их. Как правило, форумы ограничены одной специфической тематикой. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.

Этот тип сайтов с помощью специальных действующих на нем функций (регистрация, пользовательские функции и модерация), дает возможность общаться посетителям в реальном времени. Чат имеет вид окна, в котором отображаются все сообщения участников чата. Часто в чатах существуют возможности просмотреть архивы, переслать файлы.

Сайты-хостинги

На сайтах этого типа реализована функция хранения каких-либо файлов. Также часто встречаются сайты-хостинги с возможностью просмотра загруженных файлов прямо через браузер.

Хостинг - это услуга по размещению чужого веб-сайта на своем веб-сервере или чужого веб-сервера на своей "площадке", т.е. предоставление права подключения к интернету и его обслуживание. Как правило, спрос на хостирование сайтов значительно больше, чем на хостирование серверов, поскольку последнее нужно только для довольно крупных сайтов. Кроме того, хостингами называют сами площадки или сервера, предоставляющие эту услугу.

Файловые архивы

Файловые архивы представляют собой кладезь разнообразной виртуальной информации, начиная от статей и заканчивая программным обеспечением. Файловые архивы имеют огромные размеры и часто под такой тип сайта в сети отводятся отдельные компьютеры - серверы. Кроме того, файловые архивы часто позволяют посетителю выгрузить свою информацию в соответствующий раздел архива и, естественно, скачать оттуда понадобившийся файл.

Основные ресурсы интернет

Интернет

Интерне́т (англ. Internet) - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP. На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных.

Основные Ресурсы Интернета

Рассмотрим основные ресурсы (службы) Интернета. Самым популярным ресурсом Интернета является , или WWW, которая представляет собой огромное количество (свыше миллиарда) мультимедийных документов, отличительной особенностью которых кроме прекрасного внешнего вида является возможность ссылаться друг на друга. Это означает присутствие в текущем документе ссылки, реализующей переход на любой документ WWW, который физически может быть размещён на другом компьютере сети Интернет. (World Wide Web, всемирная паутина) - совокупность взаимосвязанных гипермедийных документов

Следующим ресурсом сети является , который является хранилищем и системой пересылки всевозможных файлов. FTP (File Transfer Protocol, протокол передачи файлов) - хранилище и система пересылки всевозможных файлов.

Старейшим ресурсом Интернета является E-mail (электронная почта). E-mail (электронная почта) - система пересылки электронных писем.

Для ведения дискуссий в сети предназначена глобальная распределённая система под названием Группы новостей . Одной из самых популярных систем подобного рода является группа новостей Usenet .

Служба Telnet позволяет вам подключиться к удалённому компьютеру и работать с его ресурсами. Это сервис для удалённого управления компьютерами.

Наконец, в Интернете есть система IRC (Chat), реализующая живое общение пользователей в реальном режиме времени посредством ввода текста с клавиатуры.

Всемирная паутина

Всеми́рная паути́на (англ. World Wide Web ) - распределённая система , предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету . Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web «паутина») и аббревиатуру WWW . Всемирная паутина - крупнейшее всемирное многоязычное хранилище информации в электронном виде: десятки миллионов связанных между собой документов, которые расположены на компьютерах, расположенных по всему земному шару. Считается самой популярной и интересной службой сети Интернет, которая позволяет получать доступ к информации независимо от места её расположения. Чтобы узнать новости, научиться чему-нибудь или просто развлечься, люди смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты, журналы, книги. Всемирная паутина тоже предлагает своим пользователям радиовещание, видеоинформацию, прессу, книги, но с той разницей, что всё это можно получить, не выходя из дома. Не важно, в каком виде представлена интересующая вас информация (текстовый документ, фотография, видеоролик или звуковой фрагмент) и где эта информация находится географически (в России, Австралии или на Берегу Слоновой Кости) - вы получите её в считанные минуты на свой компьютер.

Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов . Большинство ресурсов Всемирной паутины представляет собой гипертекст . Гипертекстовые документы, размещаемые во всемирной паутине, называются веб-страницами . Несколько веб-страниц, объединённых общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере , называются веб-сайтом . Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы - браузеры . Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину, однако важно понимать, что это не одно и то же.

История Всемирной паутины

Изобретателями всемирной паутины считаются Тим Бернерс-Ли и, в меньшей степени, Роберт Кайо . Тим Бернерс-Ли является автором технологий HTTP, URI/URL и HTML. В 1980 году он работал в Европейском совете по ядерным исследованиям (фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN) консультантом по программному обеспечению. Именно там, в Женеве (Швейцария), он для собственных нужд написал программу «Энквайр» (англ. Enquire, можно вольно перевести как «Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины.

В 1989 году, работая в CERN над внутренней сетью организации, Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина. Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками , что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных CERN. Для осуществления проекта Тимом Бернерсом-Ли (совместно с его помощниками) были изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Это технологии, без которых уже нельзя себе представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Но, всё же, официально годом рождения Всемирной паутины нужно считать 1989 год.

В рамках проекта Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер httpd и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся WorldWideWeb. Этот браузер был одновременно и WYSIWYG -редактором (сокр. от англ. What You See Is What You Get - что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде NeXTStep и начала распространяться по Интернету летом 1991 года.

Первый в мире веб-сайт был размещён Бернерсом-Ли 6 августа 1991 года на первом веб-сервере , доступном по адресу http://info.cern.ch/ . Ресурс определял понятие Всемирной паутины, содержал инструкции по установке веб-сервера, использования браузера и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C), основанный и до сих пор возглавляемый Тимом Бернерсом-Ли. Данный консорциум - организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины. Миссия W3C: «Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети». Две другие важнейшие задачи консорциума - обеспечить полную «интернационализа́цию Сети́» и сделать Сеть доступной для людей с ограниченными возможностями.

W3C разрабатывает для Интернета единые принципы и стандарты (называемые «рекомендациями», англ. W3C Recommendations), которые затем внедряются производителями программ и оборудования. Таким образом достигается совместимость между программными продуктами и аппаратурой различных компаний, что делает Всемирную сеть более совершенной, универсальной и удобной. Все рекомендации консорциума Всемирной паутины открыты, то есть не защищены патентами и могут внедряться любым человеком без всяких финансовых отчислений консорциуму.

Структура и принципы Всемирной паутины

Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов сети Интернет , расположенных по всему миру. Веб-сервер является программой, запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные веб-серверы способны в ответ на HTTP-запрос динамически генерировать документы с помощью шаблонов и сценариев .

Для просмотра информации, полученной от веб-сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа - веб-браузер . Основная функция веб-браузера - отображение гипертекста . Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссылки . Большая часть информации в Вебе представляет собой именно гипертекст.

Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language, «язык разметки гипертекста»). Работа по созданию (разметке) гипертекстовых документов называется вёрсткой , она делается веб-мастером либо отдельным специалистом по разметке - верстальщиком. После HTML-разметки получившийся документ сохраняется в файл, и такие HTML-файлы являются основным типом ресурсов Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт .

Гипертекст веб-страниц содержит гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Для определения местонахождения ресурсов во Всемирной паутине используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator). Например, полный URL главной страницы русского раздела Википедии выглядит так: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница . Подобные URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI (англ. Uniform Resource Identifier - «единообразный идентификатор ресурса») и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System). Доменное имя (в данном случае ru.wikipedia.org) в составе URL обозначает компьютер (точнее, один из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного веб-сервера. URL текущей страницы обычно можно увидеть в адресной строке браузера, хотя многие современные браузеры предпочитают по умолчанию показывать лишь доменное имя текущего сайта.

Технологии Всемирной паутины

Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS , которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, - система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name).

Популярная концепция развития Всемирной паутины - создание семантической паутины . Семантическая паутина - это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина - это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования . Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области - это RDFS (англ. RDF Schema) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

Основные применяемые термины Всемирной паутины

Работа с браузером

Сегодня, спустя десять лет после изобретения протокола HTTP , лёгшего в основу Всемирной паутины, браузер представляет собой сложнейшее программное обеспечение, сочетающее в себе лёгкость в использовании и богатство возможностей.
Браузер не только открывает пользователю мир гипертекстовых ресурсов Всемирной паутины. Он также может работать и с другими службами Сети, такими как FTP , Gopher , WAIS . Вместе с браузером на компьютер обычно устанавливается программа для пользования службами электронной почты (e-mail) и новостей (news). По сути, браузер является основной программой для доступа к службам Сети. Через него можно получить доступ практически к любой службе Интернет , даже если браузер не поддерживает работу с этой службой. Для этого используются специальным образом запрограммированные веб-сервера , которые связывают Всемирную паутину с данной службой Сети. Пример такого рода веб-серверов - многочисленные бесплатные почтовые сервера с веб-интерфейсом (см. http://www.mail.ru)
Сегодня существует множество программ-браузеров, созданных различными компаниями. Наибольшее распространение и признание получили такие браузеры, как Netscape Navigator и Internet Explorer. Именно эти браузеры составляют между собой основную конкуренцию, хотя стоит заметить, что эти программы во многом схожи. Это и понятно, ведь они работают по одинаковым стандартам – стандартам сети Интернет.
Работа с браузером начинается с того, что пользователь набирает в адресной строке (адрес) URL того ресурса, к которому он хочет получить доступ, и нажимает клавишу Enter.

Браузер посылает запрос на указанный сервер Сети. По мере того, как с сервера приходят элементы указанной пользователем веб-страницы , она постепенно появляется в рабочем окне браузера. Процесс получения элементов страницы с сервера отображается в нижней "статусной" строке браузера.

Содержащиеся в полученной веб-странице текстовые гиперссылки , как правило, выделяются цветом, отличным от цвета остального текста документа, и подчеркиваются. Ссылки, указывающие на ресурсы, которые пользователь ещё не просматривал, и ссылки на уже посещённые ресурсы обычно имеют разный цвет. Изображения также могут функционировать как гиперссылки. Независимо от того, текстовая ссылка или графическая, если навести на неё курсор мыши, его форма изменится. Одновременно в статусной строке браузера появится адрес, на который указывает ссылка.

При нажатии на гиперссылку браузер открывает в рабочем окне ресурс, на который она указывает, при этом предыдущий ресурс из него выгружается. Браузер ведёт список просматриваемых страниц и пользователь при необходимости может вернуться назад по цепочке просмотренных страниц. Для этого нужно щёлкнуть мышкой на кнопке "Назад" ("Back") в меню браузера - и он вернётся к странице, которую вы просматривали до того, как открыли текущий документ.
Каждый раз, когда вы будете нажимать на эту кнопку, браузер будет возвращаться на один документ назад в списке посещённых документов. Если вдруг вы вернулись слишком далеко назад, воспользуйтесь кнопкой "Вперёд" ("Forward") меню браузера. Она поможет вам переместиться вперёд по списку документов.
Кнопка "Стоп" ("Stop") остановит загрузку документа. Кнопка "Обновить" ("Reload") даёт возможность перезагрузить текущий документ с сервера.
Браузер в своём окне может показать лишь один документ: для показа другого документа он выгружает предыдущий. Гораздо удобнее одновременно работать в нескольких окнах браузера. Открытие нового окна осуществляется с помощью меню: Файл – Создать – Окно (или комбинацией клавиш Ctrl+N).

Работа с документом

Браузер позволяет производить над документом набор стандартных операций. Загруженную в него веб-страницу можно распечатать (в Internet Explorer это делается с помощью кнопки «Печать» ("Print") или из меню: Файл – Печать…), сохранить на диск (меню: Файл – Сохранить как…). Можно найти интересующий вас фрагмент текста в загруженной странице. Для этого используйте меню: Правка – Найти на этой странице…. А если вас интересует, как выглядит данный документ в исходном гипертексте , который обработал браузер, выберите в меню: Вид – В виде HTML.
Когда в процессе работы в Интернете пользователь находит особенно интересную для него страницу, он использует предусмотренную в браузерах возможность устанавливать закладки (по аналогии с закладками, отмечающими интересные места книги).
Это делается через меню: Избранное – Добавить в избранное. После этого новая закладка появляется в списке закладок, который можно просмотреть, нажав кнопку «Избранное» на панели браузера или через меню Избранное.
Существующие закладки можно удалять, изменять, организовывать в папки с помощью меню: Избранное – Упорядочить избранное.

Работа через прокси-сервер

  • Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных .
  • Социальная паутина полагается на работу по упорядочиванию имеющейся в Паутине информации, выполняемую самими пользователями Паутины. В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналов , OPML , микроформаты XHTML). Частично семантизированные участки Дерева категорий «Википедии» помогают пользователям осознанно перемещаться в информационном пространстве, однако очень мягкие требования к подкатегориям не дают основания надеяться на расширение таких участков. В связи с этим интерес могут представлять попытки составления атласов Знания.

Существует также популярное понятие Web 2.0 , обобщающее сразу несколько направлений развития Всемирной паутины.

Веб 2.0

Развитие WWW последнее время значительным образом осуществляется путём активного внедрения новых принципов и технологий, получивших общее название Web 2.0 (Веб 2.0). Сам термин Веб 2.0 впервые появился в 2004 году и призван иллюстрировать качественные изменения в WWW на втором десятилетии его существования. Веб 2.0 является логическим совершенствованием Веб. Главной особенностью является улучшение и ускорение взаимодействия веб-сайтов с пользователями, что привело к стремительному росту активности пользователей. Это проявилось в:

  • участии в Интернет-сообществах (в частности, в форумах);
  • размещении комментариев на сайтах;
  • ведении персональных журналов (блогов);
  • размещении ссылок в WWW.

Веб 2.0 ввёл активный обмен данными, в частности:

  • экспорт новостей между сайтами;
  • активная агрегация информации из сайтов.
  • использование API для отделения данных сайта от самого сайта

С точки зрения реализации сайтов Веб 2.0 повышает требования к простоте и удобству сайтов для обычных пользователей и нацелен на стремительное падение квалификации пользователей в ближайшем будущем. На передний план выносится соблюдение перечня стандартов и согласований (W3C). Это в частности:

  • стандарты визуального оформления и функциональности сайтов;
  • типовые требования (SEO) поисковых систем;
  • стандарты XML и открытого информационного обмена.

С другой стороны, в Веб 2.0 понизились:

  • требования к "яркости" и "креативности" дизайна и наполнения;
  • потребности в комплексных веб-сайтах (порталах);
  • значение оффлайн-рекламы;
  • бизнес-интерес к крупным проектам.

Таким образом, Веб 2.0 зафиксировал переход WWW от единичных дорогих комплексных решений в сильно типизированных, дешёвых, лёгких в использовании сайтов с возможностью эффективного обмена информацией. Основными причинами такого перехода стали:

  • критическая нехватка качественного информационного наполнения;
  • потребность активного самовыражения пользователя в WWW;
  • развитие технологий поиска и агрегации информации в WWW.

Переход к комплексу технологий Веб 2.0 имеет такие последствия для глобального информационного пространства WWW, как:

  • успешность проекта определяется уровнем активного общения пользователей проекта и уровнем качества информационного наполнения;
  • сайты могут достигать высокой успеваемости и рентабельности без больших капиталовложений за счёт удачного позиционирования в WWW;
  • отдельные пользователи WWW могут достигать значительных успехов в реализации своих деловых и творческих планов в WWW без наличия собственных сайтов;
  • понятие персонального сайта уступает понятием "блог", "авторская рубрика";
  • появляются принципиально новые роли активного пользователя WWW (модератор форума, авторитетный участник форума, блогер).

Примеры Веб 2.0
Приведём несколько примеров сайтов, иллюстрирующих технологии Веб 2.0 и которые фактически изменили среду WWW. Это в частности:

Кроме этих проектов существуют другие проекты, которые формируют современную глобальную среду и базируются на активности своих пользователей. Сайты, наполнение и популярность которых формируются, в первую очередь, не усилиями и ресурсами их владельцев, а сообществом пользователей, заинтересованных в в развитии сайта, составляют новый класс сервисов, которые определяют правила глобальной среды WWW.

FTP

FTP

FTP (англ. File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - стандартный протокол , предназначенный для передачи файлов по TCP-сетям (например, Интернет). FTP часто используется для загрузки сетевых страниц и других документов с частного устройства разработки на открытые сервера хостинга.

Протокол построен на архитектуре "клиент-сервер " и использует разные сетевые соединения для передачи команд и данных между клиентом и сервером. Пользователи FTP могут пройти аутентификацию, передавая логин и пароль открытым текстом , или же, если это разрешено на сервере, они могут подключиться анонимно (такой способ доступа часто рассматривается как более безопасный, так как он не подвергает пароли пользователей угрозе перехвата). Можно использовать протокол SSH для безопасной передачи, скрывающей (шифрующей) логин и пароль, а также шифрующей содержимое.

Первые клиентские FTP-приложения были интерактивными инструментами командной строки, реализующими стандартные команды и синтаксис. Графические пользовательские интерфейсы с тех пор были разработаны для многих используемых по сей день операционных систем. Среди этих интерфейсов как программы общего веб-дизайна вроде Microsoft Expression Web , так и специализированные (например, CuteFTP).

FTP является одним из старейших прикладных протоколов, появившимся задолго до HTTP , и даже до TCP/IP , в 1971 году. Он и сегодня широко используется для распространения ПО и доступа к удалённым хостам .

FTP отличается от других приложений тем, что он использует два TCP соединения для передачи файла:

  • Управляющее соединение - соединение для посылки команд серверу и получение ответов от него. Для канала управления используется протокол Telnet .
  • Соединение данных - соединение для передачи файлов.

История

Первая реализация протокола (1971 г.) предусматривала обмен между клиентом и сервером сообщениями, состоящими из заголовка (72 бит) и данных переменной длины. Заголовок сообщения включал в себя запрос к или ответ от него, тип и длину передаваемых данных. В качестве данных передавались параметры запроса (например, путь и имя файла), информация от сервера (например, список файлов в каталоге) и сами файлы. Таким образом, команды и данные передавались по одному и тому же каналу.

В 1972 г. протокол был полностью изменён, и принял вид, близкий к современному. Команды с параметрами от клиента и ответы сервера передаются по TELNET -соединению (канал управления), для передачи данных создаётся отдельное соединение (канал данных).

В последующих редакциях была добавлена возможность работы в пассивном режиме, передачи файлов между FTP-серверами, введены команды получения информации, смены текущего каталога, создания и удаления каталогов, сохранения файлов под уникальным именем. Некоторое время существовали команды для передачи электронной почты через FTP, однако впоследствии они были исключены из протокола.

В 1980 г. FTP-протокол стал использовать TCP . Последняя редакция протокола была выпущена в 1985 г. В 1997 г. появилось дополнение к протоколу, позволяющее шифровать и подписывать информацию в канале управления и канале данных. В 1999 г. выпущено дополнение, посвящённое интернационализации протокола, которое рекомендует использовать кодировку UTF-8 для команд и ответов сервера и определяет новую команду LANG, устанавливающую язык ответов.

Описание протокола

Отличие от HTTP

Свойство FTP HTTP
Основан на сессиях работы Да Нет
Встроена аутентификация пользователей Да Нет
В основном предусмотрен для передачи Больших двоичных файлов Небольших текстовых файлов
Модель соединения Двойное подключение Одиночное подключение
В основном приспособлен для приёма/передачи Приёма и передачи Приёма
Поддерживает текстовый и двоичных режимы передачи Да Нет
Поддерживает указание типов передаваемых данных (MIME заголовки) Нет Да
Поддерживает операции над файловой системой (mkdir, rm, rename, и т.д.) Да Нет

Достаточно яркая особенность протокола FTP в том, что он использует множественное (как минимум - двойное) подключение. При этом один канал является управляющим, через который поступают команды серверу и возвращаются его ответы (обычно через TCP-порт 21), а через остальные происходит собственно передача данных, по одному каналу на каждую передачу. Поэтому в рамках одной сессии по протоколу FTP можно передавать одновременно несколько файлов, причём в обоих направлениях. Для каждого канала данных открывается свой TCP порт, номер которого выбирается либо сервером, либо клиентом, в зависимости от режима передачи.
имеет двоичный режим передачи, что сокращает накладные расходы трафика и уменьшает время обмена данными при передаче больших файлов. Протокол же HTTP обязательно требует кодирования двоичной информации в текстовую форму, например при помощи алгоритма Base64.
Начиная работу через протокол FTP, клиент входит в сессию, и все операции проводятся в рамках этой сессии (проще говоря, сервер помнит текущее состояние). Протокол HTTP ничего не "помнит". Его задача - отдать данные и забыть, поэтому запоминание состояния при использовании HTTP осуществляется внешними по отношению к протоколу методами.
FTP работает на прикладном уровне модели OSI и используется для передачи файлов с помощью TCP/IP . Для этого должен быть запущен FTP-сервер, ожидающий входящих запросов. Компьютер-клиент может связаться с сервером по порту 21. Это соединение (поток управления) остаётся открытым на время сессии. Второе соединение (поток данных), может быть открыто как сервером из порта 20 к порту соответствующего клиента (активный режим ), или же клиентом из любого порта к порту соответствующего сервера (пассивный режим ), что необходимо для передачи файла данных. Поток управления используется для работы с сессией - например, обмен между клиентом и сервером командами и паролями с помощью telnet-подобного протокола. Например, "RETR имя файла" передаст указанный файл от сервера клиенту. Вследствие этой двухпортовой структуры, FTP считается внешнеполосным протоколом, в отличие от внутриполосного HTTP.

Соединение и передача данных

Поддержка веб-браузерами

Большая часть обычных веб-браузеров может извлекать файлы, расположенные на FTP-серверах, хотя они могут не поддерживать расширения протоколов вроде FTPS . Когда указан FTP-адрес, а не HTTP-адрес, доступный контент на удалённом сервере представляется аналогично остальному веб-контенту. Полностью функциональный FTP-клиент может быть запущен в Firefox как расширение FireFTP/

Синтаксис

Синтаксис FTP URL описан в RFC1738, в форме: ftp://[<пользователь>[:<пароль>]@]<хост>[:<порт>]/ <путь> (параметры в квадратных скобках необязательны). Например:
ftp://public.ftp-servers.example.com/mydirectory/myfile.txt

Более детально об указании имени пользователя и пароля написано в документации браузеров. По умолчанию, большинство веб-браузеров используют пассивный (PASV) режим, который лучше обходит брандмауэры конечного пользователя.

Безопасность

FTP не разрабатывался как защищённый (особенно по нынешним меркам) протокол и имеет многочисленные уязвимости в защите. В мае 1999 авторы RFC 2577 свели уязвимости в следующий список проблем:

  • Скрытые атаки (bounce attacks)
  • Спуф-атаки (spoof attacks)
  • Атаки методом грубой силы (brute force attacks)
  • Перехват пакетов, сниффинг (packet capture, sniffing)
  • Защита имени пользователя
  • Захват портов (port stealing)

FTP не может зашифровать свой трафик, все передачи - открытый текст, поэтому имена пользователей, пароли, команды и данные могут быть прочитаны кем угодно, способным перехватить пакет по сети. Эта проблема характерна для многих спецификаций Интернет-протокола (в их числе SMTP , Telnet, POP, IMAP), разработанных до создания таких механизмов шифрования, как TLS и SSL. Обычное решение этой проблемы - использовать "безопасные", TLS-защищенные версии уязвимых протоколов (FTPS для FTP, TelnetS для Telnet и т.д.) или же другой, более защищённый протокол, вроде SFTP /SCP , предоставляемого с большинством реализаций протокола Secure Shell .

Безопасный FTP

Существует несколько методов безопасной передачи файлов, в одно или другое время называемых "Безопасным FTP".

FTPS

Явный FTPS - расширение стандарта FTP, позволяющее клиентам требовать того, чтобы FTP-сессия была зашифрована. Это реализуется отправкой команды "AUTH TLS". Сервер обладает возможностью позволить или отклонить соединения, которые не запрашивают TLS. Это расширение протокола определено в спецификации . Неявный FTPS - устаревший стандарт для FTP, требующий использования SSL- или TLS-соединения. Этот стандарт должен был использовать отличные от обычного FTP порты.

SFTP

SFTP, или "SSH File Transfer Protocol", не связан с FTP, за исключением того, что он тоже передаёт файлы и имеет аналогичный набор команд для пользователей. SFTP, или безопасный FTP, - это программа, использующая SSH (Secure Shell) для передачи файлов. В отличие от стандартного FTP он шифрует и команды, и данные, предохраняя пароли и конфиденциальную информацию от открытой передачи через сеть. По функциональности SFTP похож на FTP, но так как он использует другой протокол, клиенты стандартного FTP не могут связаться с SFTP-сервером и наоборот.

FTP через SSH (не SFTP)

FTP через SSH (не SFTP) относится к практике туннелирования обычной FTP-сессии через SSH-соединение. Поскольку FTP использует несколько TCP-соединений, туннелирование через SSH особенно затруднительно. Когда много SSH-клиентов пытаются установить туннель для канала управления (изначальное "клиент-сервер" соединение по порту 21), защищён будет только этот канал; при передаче данных программное обеспечение FTP на любом конце установит новые TCP-соединения (каналы данных), которые обойдут SSH-соединение и, таким образом, лишатся целостной защиты.

Иначе, для клиентского программного обеспечения SSH необходимо иметь определённые знания о FTP для отслеживания и перезаписи сообщений потока управления FTP и автономного открытия новых перенаправлений для потока данных FTP.

FTP через SSH иногда относят к безопасным FTP; но не стоит путать его с другими методами, такими как SSL/TLS (FTPS). Другие методы передачи файлов с помощью SSH и не связанные с FTP - SFTP и SCP; в каждом из них и учётные и файловые данные всегда защищены протоколом SSH.

FTP. Основные понятия

FTP

  • user - имя пользователя.
  • двоеточие - это разделитель для программы между именем пользователя и паролем
  • password - пароль.
  • @ - означает разделение между данными о пользователе и адресом.

Дальше идёт непосредственно адрес. Это может быть IP, либо адрес может иметь буквенное значение (ftp.ur.ru). После адреса опять идёт разделительное двоеточие, которое разделяет адрес, и номер порта к которому следует подключаться. По умолчанию этим портом является 21, но может быть любая цифра, обозначенная администратором сервера.

Адрес может выглядеть и так:

Это будет означать, что имя пользователя anonymous, паролем является E-mail адрес, а порт 21-й.

Режимы FTP

При работе по протоколу FTP между и устанавливается два соединения - управляющее (по нему идут команды) и соединение передачи данных (по нему передаются файлы). Управляющее соединение одинаково для активного и пассивного режима . Клиент инициирует TCP-соединение с динамического порта (1024-65535) к порту номер 21 на FTP-сервере и говорит "Привет! Я хочу подключиться к тебе. Вот моё имя и мой пароль". Дальнейшие действия зависят от того, какой режим FTP (активный или пассивный) выбран.

  • В активном режиме , когда клиент говорит "Привет!" он так же сообщает серверу номер порта (из динамического диапазона 1024-65535) для того, чтобы сервер мог подключиться к клиенту для установки соединения для передачи данных. FTP-сервер подключается к заданному номеру порта клиента, используя со своей стороны номер TCP-порта 20 для передачи данных. Для клиента такое соединение является входящим, так что зачастую работа в активном режиме клиентов, находящихся за файрволлом или NAT, затруднена или требует дополнительных настроек.
  • В пассивном режиме , после того как клиент сказал "Привет!", сервер сообщает клиенту номер TCP-порта (из динамического диапазона 1024-65535), к которому можно подключиться для установки соединения передачи данных. При этом, как легко заметить, порты в таком соединении как со стороны клиента, так и со стороны сервера, оказываются произвольными. В пассивном режиме клиент легко может работать с сервером сквозь свой файрволл, но зачастую для поддержки пассивного режима сервером требуется соответствующая настройка файрволла уже на стороне сервера.

Главное отличие между активным режимом FTP и пассивным режимом FTP - это сторона, которая открывает соединение для передачи данных. В активном режиме клиент должен суметь принять это соединение от FTP-сервера. В пассивном режиме клиент всегда инициирует это соединение сам, и принять его должен уже сервер.

FTP - это служба, основанная исключительно на TCP (Протокол управления передачей). FTP необычна в том, что она использует два порта, порт «данных» и порт «команд» (также известный как порт управления). Традиционно это порт 21 для команд и порт 20 для данных. Однако зависимо от режима, порт данных не всегда будет 20.

В активном режиме FTP клиент соединяется с произвольного непривилегированного порта (N > 1024) к FTP серверному командному порту 21. Затем, клиент начинает слушать порт N+1 и посылать FTP команду PORT N+1 на FTP сервер. В ответ, сервер соединяется с указанным портом данных клиента из своего локального порта данных 20.

В пассивном режиме FTP клиент инициирует оба соединения с сервером, решая проблему с файрволами, которые фильтруют входящий порт данных клиента. При открытии FTP соединения, клиент локально открывает два непривилегированных порта (N > 1024 и N+1). Первый порт контактирует с сервером на порт 21, но вместо того, чтобы затем выдать команду PORT и позволить серверу в ответ соединиться с его портом данных, клиент выдает команду PASV. В результате сервер открывает произвольный непривилегированный порт (P > 1024) и посылает клиенту команду PORT P. Затем, для передачи данных, клиент инициирует соединение от порта N+1 к порту P на сервере.

FTP-сервер

FTP-сервер

FTP-сервер - компьютер, который содержит общедоступные файлы и настроен на поддержку (FTP-сервер должен иметь программное обеспечение, поддерживающее протокол FTP).

В настоящее время в Internet существует три разновидности FTP-серверов:

  1. Internet-style (доступ ко всем файлам сервера)
  2. Listserver (ограниченный доступ)
  3. FTPmail (доступ через электронную почту).

Серверы ftpmail наиболее интересны для тех пользователей, у которых доступ к Internet весьма ограничен, то есть они могут пользоваться только электронной почтой. Вы вводите в своём письме несколько специальных команд, которые должен выполнить выбранный вами FTPmail сервер. Если всё введено правильно и ваше письмо пришло по назначению, то FTPmail-сервер начнёт искать необходимый файл практически во всех закоулках Internet. Если файл найден, то вам его перешлют, в противном случае вам придёт письмо с информацией о том, что этого файла в природе не существует. Вещь, конечно, хорошая, но если у вас полный доступ к ресурсам Internet, она вам ни к чему.

В Сети для хранения больших объёмов данных существуют FTP-сервера . FTP-сервер представляет из себя своеобразную библиотеку файлов. Для перекачки файлов между FTP-серверами и компьютером пользователя используется протокол (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов).

Для чего нужен FTP-сервер? Можно выкачивать на свой компьютер файлы, выложенные на многочисленных FTP-серверах. В Сети существуют тысячи FTP-серверов, предоставляющих бесплатный анонимный доступ к гигабайтам самой разнообразной информации: текстовым документам, дистрибутивам программ, фотографиям и музыкальным файлам. По можно закачивать свои домашние странички на бесплатные серверы, предоставляющие под них место. Это гораздо удобнее, нежели применять HTTP, когда на специальной страничке сервера вы указываете файлы, которые надо закачать.

Также существует FileZilla Server - проект, родственный FileZilla Client. Это - FTP-сервер, разрабатываемый той же организацией. Он поддерживает FTP, SFTP и FTPS (FTP через SSL/TLS).

Создание и настройка FTP-сервера на примере FileZilla Server

Создание собственного домашнего FTP-сервера позволяет организовать для пользователей локальной или глобальной сети удобный способ передачи данных. Для запуска его в домашних условиях можно использовать бесплатное ПО, например, FileZilla Server . Эта программа наделена всем необходимым функционалом и легко поддаётся настройке.

FileZilla Server распространяется по бесплатной лицензии, поэтому дистрибутив программы можно свободно загрузить с сайта её разработчика . Перед установкой необходимо указать порт для прослушивания интерфейса администратора и определить метод запуска службы FTP. Если оставить настройки по умолчанию, инсталлятор выберет случайный порт и добавит сервис FTP в автозагрузку Windows.

Также перед установкой FileZilla Server необходимо выбрать метод запуска сервера при загрузке системы. По умолчанию для всех пользователей активируется режим автоматического старта службы FTP при их авторизации в ОС.

По завершении установки программа поместит в трей свой значок, при клике на котором откроется панель администрирования сервера. В ней, в первую очередь, следует подтвердить выбор сервера 127.0.0.1 и указанного порта, а также, при необходимости, придумать и ввести пароль администратора.

Настройку FileZilla Server следует начать с создания одного или нескольких пользователей и разрешения им доступа к определённым каталогам на компьютере. Для этого следует выбрать в меню «Edit» пункт «Users» и нажать кнопку «Add». В появившемся окне нужно ввести произвольное имя пользователя, при желании поместив его в определённую группу (её можно создать в меню «Edit - Groups»). После нажатия «Ok» создастся аккаунт с заданным именем, после чего можно приступить к его настройке.

По умолчанию новый пользователь FileZilla Server создаётся без пароля. Чтобы его задать, следует в «General» установить галочку на пункте «Password» и ввести его. В этом же окне можно задать ограничения по количеству соединений для выбранного пользователя (0 - без ограничений).

Во вкладке «Shared folders» необходимо добавить корневой каталог пользователя и выбрать директории, к которым он будет иметь доступ. Установить выбранный каталог в качестве корневого можно, нажав кнопку «Set as home dir». Также в этом окне можно указать права для выбранного пользователя на доступные ему файлы и директории. К примеру, установка галочек на пунктах «Write» и «Delete» в категории «Files» даст аккаунту anonymous права на запись и удаление файлов в каталоге «C:\FTP».

Вкладка «Speed Limit» отвечает за настройку лимита скорости загрузки и скачивания данных для определённого аккаунта. Эти параметры можно оставить без изменений.

В окне «IP filter» администратор может запретить доступ к FTP-серверу с определённых IP или подсетей. Это может в будущем пригодиться при обнаружении нерадивых пользователей, загружающих на сервер нелегальный контент или причиняющих неудобства другими способами.

В общие настройки сервера, распространяющиеся на все аккаунты, можно зайти из меню «Edit - Settings». Большинство параметров, в частности, лимиты скорости, «чёрный список» IP, SSL и Autoban первоначально можно оставить как есть. Обратить внимание стоит на пункт «Passive mode settings», позволяющий вместо IP ввести доменное имя сервера. Это будет полезно при динамическом адресе, меняющемся при каждом подключении к сети.

Бесплатное доменное имя можно зарегистрировать, к примеру, с помощью сервиса DynDNS.

Чтобы дать пользователям возможность обмениваться данными с FTP-сервером, нужно сообщить им его адрес и данные аккаунта для входа. Все их действия будут отображаться в главном окне FileZilla.

FTP-клиент

FTP-клиент

FTP-клиент - File Transfer Protocol (букв. «протокол передачи файлов») - программа для упрощения доступа к . В зависимости от назначения может либо предоставлять пользователю простой доступ к удалённому FTP-серверу в режиме текстовой консоли , беря на себя только работу по пересылке команд пользователя и файлов, либо отображать файлы на удалённом сервере как если бы они являлись частью файловой системы компьютера пользователя, либо и то и другое. В последних двух случаях FTP-клиент берёт на себя задачу интерпретации действий пользователя в команды , тем самым давая возможность использовать протокол передачи файлов без ознакомления со всеми его премудростями.

Частными примерами использования FTP-клиента могут быть:

  • Публикация страниц сайта на интернет-сервере Веб-разработчиком
  • Cкачивание музыки, программ и любых других файлов данных обычным пользователем интернета. Данный пример зачастую даже не осознается многими пользователями как использование FTP-клиента и протокола, так как многие публичные серверы не запрашивают дополнительных данных для аутентификации пользователей, а Интернет-браузеры (также являющиеся FTP-клиентами) осуществляют скачивание файлов без дополнительных вопросов.

Реализация

В простейшем для пользователя (но при этом наиболее ко́мплексном) случае FTP-клиент представляет из себя эмулятор файловой системы , которая просто находится на другом компьютере. С этой файловой системой можно совершать все привычные пользователю действия: копировать файлы с сервера и на сервер, удалять файлы, создавать новые файлы. В отдельных случаях возможно также открытие файлов - для просмотра, запуска программ, редактирования. Необходимо учитывать лишь, что открытие файла подразумевает его предварительное скачивание на компьютер пользователя. Примерами таких программ могут служить:

  • Интернет-браузеры (часто работают в режиме «только чтение», то есть не позволяют добавлять файлы на сервер)
  • Многие файловые менеджеры является ftp.exe. Во многих сборках Linux также есть утилита ftp.

    Права доступа и авторизация

    Файловая система на удалённом сервере, как правило, имеет настройки прав доступа для различных пользователей. Так, например, анонимным пользователям могут быть доступны лишь некоторые файлы, о существовании других пользователи знать не будут. Другой группе пользователей могут быть доступны другие файлы или, например, в дополнение к правам на чтение файлов, могут быть также даны права на запись новых или обновление имеющихся файлов. Диапазон вариантов прав доступа зависит от операционной системы и программного обеспечения каждого конкретного FTP-сервера. Как правило, разделяют права на просмотр содержимого папки (то есть возможность получить список содержащихся в ней файлов), на чтение файла(ов), на запись (создание, удаление, обновление) файла(ов)

    SmartFTP

    В Интернете этот клиент можно найти по адресу www.smartftp.com. Размер дистрибутива этой программы примерно от трёх до шести мегабайт. В списке "регалий" (а вернее, возможностей) программы авторы указывают следующие пункты: поддержка TSL/SSL, поддержка IPv6, компрессия данных "на лету", поддержка UTF-8, возможность перекачки файлов напрямую между двумя серверами, удалённое редактирование файлов, встроенный планировщик закачек, инструмент создания резервных копий, поддержка работы из командной строки и другие функции, более-менее стандартные для FTP-клиентов. Интерфейс программы удобный, красивый и довольно обычный.

Рассмотрим основные ресурсы (службы) Интернет. Самым популярным ресурсом является всемирная паутина или WWW, которая представляет собой огромное количество (свыше миллиарда) мультимедийных документов, отличительной особенностью которых является возможность ссылаться друг на друга. Это означает присутствие в текущем документе ссылки, реализующей переход на любой документ WWW, который физически может быть размещен на другом компьютере сети Интернет. Используя специальные программы просмотра документов WWW, пользователь сети Интернет может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

WWW (World Wide Web, всемирная паутина) — совокупность взаимосвязанных гипермедийных документов.

В Интернет размещены целые библиотеки файлов, доступ к которым обеспечивается службой FTP.

FTP (File Transfer Protocol, протокол передачи файлов) — хранилище и система пересылки всевозможных файлов.

Как упоминалось выше, вначале компьютерная сеть интенсивно использовалась для быстрой пересылки текстовых сообщений. Поэтому старейшим ресурсом Internet является E-mail (электронная почта).

E-mail (электронная почта) — система пересылки электронных писем.

В Интернет существует специальная служба, позволяющая размещать на взаимосвязанных компьютерах сообщения для обмена мнениями. Подключившись к одному из таких компьютеров и выбрав дискуссионную группу (телеконференцию) по интересам, вы можете прочитать опубликованные сообщения, задать вопрос в группу или ответить на чей-то вопрос. Сообщения обычно быстро тиражируются на другие компьютеры и хранятся небольшой промежуток времени, поэтому данный ресурс получил название Группы новостей.

Группы новостей (телеконференции) — глобальная распределенная система для обмена сообщениями и ведения дискуссий.

Одной из самых популярных систем подобного рода являются группы новостей Usenet.

Сервис Telnet позволяет подключиться к удаленному компьютеру и работать с его ресурсами.

Telnet — служба для удаленного управления компьютерами.

Однако чаще всего такие компьютеры работают под управлением того или иного варианта операционной системы Unix (Юникс), поэтому в настоящее время эта служба используется прежде всего сетевыми администраторами.

Наконец, в Интернет есть система IRC (Chat), реализующая общение пользователей в реальном режиме времени посредством ввода текста с клавиатуры.

IRC (Internet Relay Chat, беседа через Internet) — служба для общения пользователей Интернет в реальном режиме времени посредством ввода текста с клавиатуры.

Интернет можно использовать в различных областях:

— профессиональная деятельность;

— коммерческая деятельность;

— получение образовательных услуг;

— отдых и развлечения.

В области профессиональной деятельности в Интернет можно проводить поиск информации по интересующей тематике, организовывать совместные проекты с профильными фирмами.




Top